по круглому столу на тему «Основания и обоснованность выбора в качестве меры пресечения «заключение под стражу» при расследовании уголовных дел на территории г. Москвы»
Комиссия совместно с Уполномоченным по правам человека в городе Москве Александром Музыкантским 8 декабря 2011 года в здании Правительства Москвы провела круглый стол на тему «Основания и обоснованность выбора в качестве меры пресечения «заключение под стражу» при расследовании уголовных дел на территории г. Москвы». В мероприятии приняли участие члены Общественного совета города Москвы, представители общественности и СМИ, представители органов исполнительной власти города Москвы: ГУ МВД России по городу Москве, УФСИН России по г. Москве, Департамента здравоохранения г. Москвы.
Отмечалось, что основной целью проведения круглого стола является обсуждение проблемы формальности подхода к избранию меры пресечения при расследовании уголовных дел и принятии судебных решений по данному вопросу.
Присутствовавшие высоко оценили готовность к сотрудничеству УФСИН России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве и Департамента здравоохранения г. Москвы. При этом собравшиеся с сожалением отметили отсутствие рабочего взаимодействия и конструктивного диалога с Мосгорсудом, Следственным Управлением СКП по г. Москве: в мероприятиях Общественного совета города Москвы от этих организаций ни разу не принимал участие ни один представитель. Прокуратура города Москвы приняла участие только один раз в обсуждении темы «Поиск конструктивного взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами и судебной властью столицы» в ноябре 2009 года. В других же случаях Прокуратура г. Москвы практически всегда вне контакта, как по телефону, так и по письменным обращениям.
Участники круглого стола высказали мнение о необходимости проработать с соответствующими органами следующие вопросы:
• о полном исключении возможности давления со стороны органов следствия и адвокатов на медицинских работников, принимающих решение о наличии диагноза у заключенных, подпадающего под Постановление Правительства РФ №3;
• по каждому факту, установленному в законодательном порядке, необоснованного выбора меры пресечения «заключение под стражу» усилить наказание для следователя и судьи вплоть до освобождения от занимаемой должности;
• исключить возможность использования ареста как способа оказания давления на
обвиняемого;
• при принятии решения о назначении меры пресечения рекомендовать следственным и судебным органам более тщательно изучать личностные характеристики обвиняемого и его социальную опасность для общества; уйти от практики принятия во внимание только тяжести статьи УК РФ, по которой обвиняется гражданин, поскольку нередко лица, совершившие преступления по так называемым не тяжким преступлениям как, например, побои, являются социально опасными, при этом в отношении последних практически не применяется мера пресечения арест. Вместе с тем по так называемым тяжким статьям УК РФ даже не социально опасным гражданам в большинстве случаев назначается мера пресечения арест;
• в правоприменительной практике чаще прибегать к таким мерам пресечения как «освобождение под залог» и «поручительство»;
• обратиться в Департамент здравоохранения г. Москвы с просьбой подготовить документ «список состояния здоровья и соответствующих ему условий содержания под стражей»;
• о возможности для заключенных лечиться не только в государственных больницах, но и частных клиниках за их собственный счет;
• обратиться в органы следствия и Мосгорсуда с просьбой прокомментировать обоснованность таких оснований взятия под стражу как:
– возможность выехать за границу в связи с наличием загранпаспорта, который сдан в
следственные органы;
– наличие наградного оружия, как основание заключения под стражу в связи с
проведением проверки на законность владения этим оружием;
– наличие у подозреваемого круга знакомых в органах государственной власти, как
предполагаемая возможность оказания давления на следствие;
– отсутствие постоянной регистрации по месту жительства на территории города
Москвы.
Участники круглого стола высказали мнение о необоснованности данных причин.
• создать рабочую группу по общественному контролю за правомерностью и обоснованностью применения меры пресечения в виде содержания под стражей;
• направить данную резолюцию всем соответствующим государственным органам, общественным организациям и СМИ
• в рамках круглого стола, в порядке исключения, в круг обсуждаемых вопросов был вынесен вопрос о неправомерном привлечении к уголовной ответственности трех оперуполномоченных уголовного розыска ОВД «Крылатское» ГУ МВД России по городу Москве (Сергея Ермакович, имеющего Правительственную награду «Орден Мужества», Максима Сергеева и Сергея Тимашова) по ложному обвинению в причинении телесных повреждений Сергею Макаркину, подозреваемому в убийстве своей матери, а также в отсутствии уголовного дела по факту этого убийства. У большинства участников круглого стола сложилось впечатление о невиновности сотрудников полиции: рекомендовано данный вопрос взять на контроль Уполномоченному по правам человека в городе Москве А. Музыкантскому и Комиссии по защите прав граждан и их объединений, взаимодействию с правоохранительными и судебными органами Общественного совета города Москвы.
Всеми участниками круглого стола отмечена высокая эффективность мероприятия и предложено ввести в практику регулярное проведение в том же формате таких мероприятий по наиболее актуальным вопросам с периодичностью не менее одного раза в месяц.
Председатель Комиссии Уполномоченный по правам человека
А.В. Цветков в городе Москве
А.И. Музыкантский