Молодая смена почувствовала стальную палубу авианосца
Летчики отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота совершенствуют свое мастерство, отрабатывая посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Баренцевом море. По итогам четырех тренировочных дней ими было выполнено 80 самолето-вылетов и 47 посадок на палубу авианосца: 20 – на Су-33 и 27 – на Су-25УТГ.
Молодые пилоты, прежде чем посадить самолет на корабль, отрабатывали проходы над палубой на сверхмалой высоте и скорости, как при посадке, а также касались палубы задними шасси. Всего было выполнено 167 проходов и 54 касания. Летчики выполняют план тренировочных полетов с небольшим опережением графика.
На четвертый день тренировок свою первую посадку на авианосец на истребителе Су-33 сделал командир звена корабельного авиаполка капитан Станислав Авдин (на фото). Он произвел зацеп за второй из четырех тросов системы торможения на «отлично».
Последний раз летчик в воинском звании «капитан» самостоятельно садился на корабль в 1994 г. Теперь полковник Евгений Кузнецов командует авиаполком.
В ходе дальнейших тренировок еще двое молодых асов подтвердили высокое звание летчиков палубной авиации.
Для летчика отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота капитана Вячеслава Лунина, это был тот самый день, которого пилоты морских истребителей ждут всю свою карьеру. В ста километрах от берега на авианосце «Кузнецов» все было готово для посадки Су-33.
Это потом, уже на земле, после посадки 28-летний офицер признается, что в момент, когда выходил из-за облаков и увидел палубу авианосца, дрогнуло сердце. Но уже в следующий момент он вспомнил, как сотни раз сажал свой самолет на тренажере, и даже ночью накануне вылета ему снился этот зацеп.
«Зацеп – это приятная неожиданность, зацепился – значит, молодец, повезло, не зацепился – уходишь на второй круг», – говорит Вячеслав Лунин.
В этот день уходить на второй круг не понадобилось еще одному молодому пилоту. Майор Андрей Пестов стал 16-м по счету летчиком в полку, кому удалось посадить многотонный истребитель на палубу авианосца.
Командиры не скрывают радости. В полку, где большинству летчиков за 40, появилась молодая смена. А значит, годы тяжелых тренировок не пропали даром. Ведь были случаи, когда летчики завершали свою карьеру, так ни разу и не почувствовав под собой стальную палубу авианосца.
«Сама посадочная площадка очень маленькая – всего 36 метров от первого до четвертого троса, ну и по бокам 2-3 метра, но это уже предел – на грани фола», – рассказал Павел Подгузов, заместитель командира отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота.
Их меньше, чем в отряде космонавтов, и если еще несколько лет назад из-за проблем с финансированием стоял вопрос: быть ли вообще палубной авиации в России, сегодня командование полка строит далеко идущие планы. Связаны они, в том числе, и с появлением новых морских истребителей.
Профессионал легко отличит палубный истребитель от аналога наземного базирования. У палубного самолета лучший обзор из кабины, крылья складываются, для резкого торможения усилено шасси, а под хвостовой частью есть специальное устройство – гак. Только с его помощью пилот при посадке может зацепиться за натянутый на палубе авианосца трос.
А еще у палубных летчиков есть традиция, связанная с гаком, от работы которого во многом зависит жизнь пилота – после первой успешной посадки на палубу летчика несут на руках к гаку.
Авианосец «Кузнецов», отметивший в этом году 25-летней юбилей, в строю, скоро его экипажу предстоит дальний поход, а значит у молодых летчиков будет время закрепить свои навыки в открытом океане.