Круглый стол «Уголовная ответственность юридических лиц»
22 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Уголовная ответственность юридических лиц». Модератор – председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков.
В обсуждении темы приняли участие представители Совета Федерации, МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры, прокуратуры Москвы и Московской области, Центробанка, члены «Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», эксперты.
В настоящее время серьезно обострилась ситуация, касающаяся экономических преступлений, совершаемых юридическими лицами, а также преступлений террористической и экстремисткой направленности, и требует немедленного решения. Главным препятствием на пути решения этой проблемы, является действующее законодательство, которое не позволяет эффективно вести борьбу с этим опасным явлением.
Законодательством на сегодняшний день не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц. Сейчас в России юридические лица подлежат только лишь гражданско-правовой и административной ответственности. Однако вопрос о введении уголовной ответственности для юридических лиц назревает все сильнее.
В России тема уголовной ответственности юрлиц периодически обсуждалась на разных уровнях, но предложения так и не были реализованы. Так, в 1994 году, в проекте УК РФ, подготовленном Минюстом России и Государственно-правовым управлением Президента РФ, содержались положения об уголовной ответственности компаний, однако законодатель на том этапе их не реализовал. Позднее, в 2011 году, с аналогичной инициативой выступил Следственный комитет. Документ выносился на общественное обсуждение, но в Госдуму так и не попал. Предложение поддержали также Росфинмониторинг и Банк России.
Проблема введения уголовной ответственности юридических лиц входит в число наиболее сложных и обсуждаемых, тем самым вызывает огромное количество неразрешимых споров, как в ученых кругах, так и среди рядовых граждан. В соответствии с УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста.
В ряде зарубежных стран, помимо уголовной ответственности физических лиц, законодательством предусмотрена ответственность и организаций (Франция, Англия, Нидерланды, США.
В современной России, к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, непосредственно являющееся руководителем организации. Однако, после привлечения к ответственности одного руководителя, ему на смену приходит другой, что не устраняет возможность совершения новых преступлений. Привлекая к уголовной ответственности не только руководителя, но и само юридическое лицо, увеличивается доверие населения к организациям, занимающимся бизнесом, о чем свидетельствует зарубежный опыт.
Вопрос о введении уголовной ответственности для юридических лиц, является очень важным и требует скорейшего рассмотрения законодательным органом страны. Применение только административной ответственности к организациям недостаточно и имеет крайне низкий потенциал, так как очень сложно установить причастность той или иной фирмы к конкретному правонарушению. Введение же уголовной ответственности решит и эту проблему, дав возможность следователям применить всевозможные способы оперативно-розыскной деятельности и вывести причастных к преступлениям юридических лиц «на чистую воду».
Следовательно, введение уголовной ответственности для юридических лиц, имеет большие перспективы в России и должно обеспечить не только снижение преступности в экономической сфере, но и увеличить темпы экономического роста.
Это относится, например, к экологическим преступлениям, которые вполне могут продолжаться после уплаты административного штрафа и привлечения главного инженера и (или) руководителя предприятия к уголовной ответственности, тем самым нивелируя превентивное и охранительное воздействие уголовного законодательства. Однако, деятельность вновь назначенных на их места физических лиц будет связана и решениями совета директоров предприятия, а не собственно их волей, поэтому речь здесь идет уже не просто о личной ответственности, но вместе с ней и о корпоративной ответственности.
Законопроект допускает возможность привлечения организации к уголовной ответственности только за те деяния, за которые Особенной частью УК РФ будет прямо предусмотрено наказание, применяемое к юридическим лицам. Предлагается устанавливать такое наказание лишь за те преступления, обязанность введения ответственности юридических лиц за которые предусмотрена международными правовыми актами, ратифицированными Россией, а также за отдельные сопутствующие им преступные деяния.
Предполагается, что уголовная ответственность юрлиц будет наступать по ряду статьей УК РФ, таких, как:
– торговля людьми (ст. 127.1);
– использование рабского труда (ст. 127.2);
– легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);
– коммерческий подкуп (ст. 204);
– террористический акт (ст. 205);
– массовые беспорядки (ст. 212);
– изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1);
– нарушение правил международных полетов (ст. 271);
– неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);
– посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
– насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);
– публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
– дача взятки (ст. 291);
– организация незаконной миграции (ст. 322.1) и т. д.
Эксперты сошлись во мнении, что вопрос об уголовной ответственности юридических лиц, безусловно, серьезный и дискуссионный, требующий широкого общественного и экспертного обсуждения. Все предложения и поправки, высказанные в ходе круглого стола, будут учтены для дальнейшей проработки законопроекта.