Генпрокуратура: криминальная ситуация в стране существенно не улучшилась
Генпрокуратура зафиксировала в 2011 году один из минимальных показателей регистрации преступлений за весь период действия Уголовного кодекса РФ, вступившего в силу в 1997 году. При этом в надзорном ведомстве отмечают, что эти статистические выкладки "не совсем адекватно" отражают реальность. Криминальная ситуация в стране "не претерпела изменений в лучшую сторону".
Генпрокуратура представила доклад о состоянии законности и правопорядка в России в 2011 году, в котором сообщается, что в России в прошлом году число зарегистрированных преступлений сократилось на 8,5% и составило более 2 млн 400 тысяч. Это соответствует данным 1997 и 2002 годов, когда были отмечены минимальные показатели регистрации преступлений.
Как информирует BFM.ru, больше всего приходится на кражи – 55,5% зарегистрированных преступлений (1 038 566). В прошлом году правоохранительные органы также зарегистрировали 147 468 мошенничеств, 127 772 грабежей, 20 тысяч разбоев.
Что касается борьбы с коррупцией, то в 2011 году силовики выявили на 7% преступлений меньше (37 831). Сократилось количество фактов получения взяток – на 10,3% до 6 947 преступлений. Снизилось и число дач взяток – до 4 тысяч преступлений (-6,1%). На 11% уменьшилось количество случаев коммерческого подкупа (1 397). По мнению прокуратуры, снижение выявленных преступлений связано с «недостаточно результативной» работой силовиков, а не с уменьшением коррупции. В частности, из 91 дела о взятках следователям ФСБ прокуроры вернули 11 дел, а еще 11 производств прекратили.
Следователи направили в прокуратуру 921 уголовное дело коррупционной направленности, что значительно меньше, чем в 2010 году (12 317 дел). Доля дел, направленных прокурорами в суды, снизилась с 92,9% в 2010 году до 90,5% в 2011 году. В докладе подчеркивается, что сократилось число оправдательных приговоров по коррупционным делам. Так, в 2010 году их было 236, тогда как в 2011 году – только 201.
Надзорное ведомство утверждает, что органы СКР часто отказываются возбуждать дела о насильственных преступлениях, в которых подозреваются должностные лица, в частности, полицейские. Согласно статистике прокуратуры, за 2011 года поступило 17 тысяч заявлений, а следователи возбудили только 250 дел. По данным же СКР, в прошлом году к ним поступило 78 тысяч жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов, возбуждено более 4 тысяч дел.
Пристальное внимание Генпрокуратуры вызвала и ситуация с кредитованием. Ведомство сочло незаконной практику продажи банками портфелей проблемных кредитов коллекторским агентствам. По мнению прокуроров, работа коллекторов связана с неправомерными действиями банков. Согласно статистике ГП, в прошлом году проверки деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций выявили более 3,5 тысячи нарушений закона, возбуждено 55 уголовных дел.
Эксперты портала «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»
Подполковник юстиции в отставке Светлана Казакова:
– Цифры эти не то, чтобы «не совсем адекватно» отражают реальность, а отражают ее совсем не адекватно. О несовершенстве принципа учета преступлений, соответствующего так называемой «палочной» системе уже давно и общеизвестно, причем не только профессионалам, но и обывателю, т.к. обсуждение этой темы в СМИ, активизировавшееся в последнее время, уже «набило оскомину».
Радует то, что и сами сотрудники надзорного ведомства, пусть и в мягкой форме в виде формулировки «не совсем адекватно» тоже это уже не просто понимают (понимали это все очень давно), но и озвучивают, что само по себе является пусть небольшим, но прогрессом. Поэтому, остается только надеяться, что процесс пошел и, в случае кардинального изменения принципов работы силовых ведомств, в том числе и системы учета преступлений, поднимется их авторитет и результативность работы.
Полковник юстиции в отставке Владимир Потанцев:
– В криминологии существует такое понятие как латентная – скрытая – преступность. Ее можно сравнить с подводной частью айсберга. Латентная преступность складывается из той, что не регистрируется органами МВД, когда они отказываются принимать заявление от граждан о преступлении; когда граждане сами не заявляют о совершенном преступлении; и та часть преступности, которая остается не выявленной органами МВД. По некоторым экспертным оценкам, скрытая преступность превышает регистрируемую в 20 раз. Поэтому официальная статистика, на мой взгляд, совершенно неадекватно отражает ральную ситуацию. Основным критерием уголовной политики в государстве является состояние общественной безопасности, т.е. насколько люди себя ощущают спокойно в стране. А в нынешней ситуации говорить о спокойствии в обществе не приходится.