В Госдуме предлагают убрать из Уголовного кодекса статью за угоны
Законодатели предлагают убрать из Уголовного кодекса РФ статью 166, предусматривающую ответственность за угоны. По их мнению, существование этой статьи ничем не обоснованно. Ее полностью покрывают другие статьи кодекса, предусматривающие наказания за кражу, грабеж, разбой, хищение, сообщает «Российская газета».
С инициативой выступила рабочая группа по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения при Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. При исключении статьи за угон судам не придется разбираться, кого именно считать угонщиком.
Например, в статье 166 есть норма, прописывающая неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. То есть тот, кто сидит за рулем, взял машину покататься. В результате и сроки за это нарушение довольно щадящие.
Кроме того, в настоящее время, в угоне автомобиля, как правило, принимают участие несколько человек, отвечающих за вскрытие замков, непосредственно угон, перебивку номеров и продажу. И вариацией в этой схеме может быть множество.
В каждом случае проблему пытаются решить увеличением сроков за угон. Однако количество угонов только увеличивается.
По данным ГУВД столицы, количество угонов в Москве только за 2011 г. выросло на 10%. В этом году тенденция к росту сохраняется. Москва остается и столицей угонов по России, поскольку количество автомобилей популярных марок здесь просто зашкаливает, передает Лента.Ру.
Так, за прошлый год около 13 тыс. машин ушли в руки угонщиков в Москве. Это почти на 10% больше, чем в 2010 году. В первом квартале 2012 г. негативный тренд не только продолжился, но и показал, что угонщики расширяют масштабы криминального бизнеса. Всего за три месяца было похищено 2625 автомобилей, что на 11% больше чем за тот же период 2011 года. Столь катастрофической динамики не фиксировалось в течение последнего десятилетия. Настоящим днем угонщика стало 14 марта, когда в Москве угнали 42 автомобиля.
Эксперты портала «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»
Адвокат Игорь Суркович:
– На мой взгляд, больше повышать ответственность за угон нельзя. Если угонщиков будут судить по статьям УК о краже, хищении или разбое, то угроза наказания станет более реальной и суровой. Необходимо внести такие изменения в законодательство, которые бы квалифицировали действия автоворов, как уголовное деяние, за которое полагается очень серьезное наказание.
Оперативник уголовного розыска одного из районов Москвы Михаил С.:
– Все дело в правоприменительной практике и обыкновенной психологии. Статья об угоне выглядит для человека со стороны куда менее серьезной, чем статья о краже. Допустим, подростки взяли машину покататься, что же их сажать за это? Суды, как правило, выносят по таким делам решения об условном наказании. Доказать же умысел к хищению машины крайне сложно. Даже если мы вытащим угонщика из автомобиля и будем убеждены, что он собирался ее продать, хороший адвокат в суде запросто разобьет все наши доводы. Доказать кражу, если мы не взяли угонщика на перепродаже автомобиля или в момент «перебивки» номеров – практически нереально.