Эксперты: Правоохранительные органы не готовы к наглым побегам заключенных
Сотрудники колонии № 17 под Вологдой, из которой вчера сбежал опасный убийца, не были подготовлены к неожиданному повороту событий и не смогли быстро среагировать в нестандартной ситуации. Такое мнение высказали эксперты, которых опросило РИА Новости.
Напомним, утром 22 марта на борт вертолета, заказанного в Вологде для частного коммерческого рейса, сел брат осужденного и женщина. Под угрозой применения оружия они заставили пилота лететь к колонии.
Как рассказали Live News сотрудники колонии, когда вертолет завис над территорией колонии, заключенный Алексей Шестаков выскочил на улицу, люди в вертолете выбросили ему веревку. Он схватился за нее, и вертолет стал подниматься вверх. Еще в воздухе сбежавший висел на веревке, потом его затащили в кабину. На побег из колонии строгого режима заключенному понадобилось всего 20 секунд. Позднее вертолет совершил посадку в районе поселке Бурцево Вологодского района, где его покинули все пассажиры. Беглеца задержали, остановив такси, в котором он ехал.
По их мнению, побег был тщательно спланирован, поскольку вертолет завис над колонией во время пересменки, когда сотрудников учреждения не было на улице. Как только вертолет поднялся в воздух, работники спецучреждения бросились на улицу.
«Задержать преступников попыталась только одна сотрудница колонии, она сделала несколько выстрелов в сторону воздушного судна. Больше никто из сотрудников УФСИН никаких мер не предпринял», – отметили собеседники издания.
Заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России, бывший сотрудник службы Борис Сушков сообщил РИА Новости, что за 50 лет его работы в системе это первый случай побега заключенного с использованием вертолета.
"Этот побег – случай для России беспрецедентный. Я за 50 лет работы в службе такого не слышал. Трудно говорить о том, как это произошло, ведь, обычно, любой побег разбирается, высказываются варианты, а такой случай – первый в российской практике", – сказал Сушков.
Он отметил, что сейчас, безусловно, еще рано говорить о причинах: будет разбирательство, и правоохранительные службы дадут свою оценку. "Сейчас важно хорошо проанализировать сложившуюся ситуацию и разработать меры для того, чтобы подобного больше не произошло", – заключил собеседник агентства.
Собеседник РИА Новости отметил, что в настоящее время служба охраны ФСИН России находится на очень высоком уровне, и это подтверждает статистика – количество побегов из конвойных учреждений сегодня редкость. "Я думаю, тут не малую роль также сыграл эффект неожиданности", – добавил Сушков.
Председатель Президиума Общероссийской общественной организации "ОФИЦЕРЫ РОССИИ" Антон Цветков высказал мнение, что не только сотрудники ФСИН, но и вся правоохранительная система страны заточена под ежедневные, стандартные ситуации. В данном случае, побег был организован по неожиданной схеме, что сыграло свою роль. "Не готовы наши правоохранительные органы к таким нестандартным, наглым натискам. Руководитель колонии должен был разработать алгоритм действий на каждый возможный случай побега, даже самый не стандартный", – пояснил Цветков, отметив, что в данном случае такого плана либо не было, либо он просто не сработал.
Не последнюю роль в том, что побег удался, по мнению собеседника агентства, могла сыграть и излишняя осторожность сотрудников.
"Сегодня офицеры у нас настолько запуганы, что тот же часовой на вышке, сто раз подумает, прежде чем применить оружие", – добавил Цветков.
В то же время он похвалил работу сотрудников правоохранительных органов, которые "по горячим следам" смогли задержать преступника.
По мнению члена Общественного совета ФСИН России Елены Зеленовой, основную роль в том, что побег стал возможен, сыграл человеческий фактор. "Показывает упущения в работе оперативной службы учреждения: для того, чтобы осуществить такой побег нужно время и постоянная связь с людьми на свободе. Как это было возможно сделать в условиях колонии строгого режима, будет установлено в ходе разбирательства", – сказала Зеленова. По ее словам, оценку можно будет давать только после того, как все силовые службы разберутся в ситуации.
При этом собеседница подчеркнула, что нельзя говорить о том, что к побегу привели какие-то системные проблемы в ведомстве. "Я считаю, что здесь основную роль сыграла социальная составляющая: нужно создать для сотрудников нормальные социальные условия, чтобы потом с них и спрашивать", – отметила собеседница агентства. Она не исключила, что свою роль в побеге сыграл "эффект неожиданности".
Бывший начальник главного управления ФСИН по Свердловской области Александр Ладик отметил, что история с побегом больше похожа на детектив. "Я проработал в уголовно-исполнительной системе больше 30 лет и знаю, что такие факты в принципе возможны", – поделился он своим мнением. Ладик рассказал о курьезах в его практике: "У меня в одной из колонии заключенные сделали к электрическому двигателю пропеллер и чуть на нем не улетели, но кабеля не хватило – всего 200 метров было".
Он отметил, что сегодня необходимо повышать профессионализм сотрудников ФСИН, чтобы подобного не повторилось. "Должен быть высокий профессионализм у сотрудников уголовно исполнительной системы, когда он теряется и сотрудники забывают, что работают с уголовными преступниками, тогда конечно может произойти все что угодно", – сказал он. Получается, в данном случае что-то сотрудники системы качественно и профессионально не смогли отследить.