Бастрыкин предложил вернуть в УПК понятие “объективной истины”
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые предполагают введение понятия "институт установления объективной истины" разработал Следственный комитет РФ. Об этом глава ведомства Александр Бастрыкин сообщил в интервью "Российской газете".
По его мнению, введение в УПК института установления «объективной истины» по уголовному делу позволит обеспечить гарантию конституционного права на справедливое правосудие, а также повысить степень доверия граждан к суду, передает «Росбалт».
По словам Бастрыкина, основным доводом сторонников исключения понятия объективной истины из Уголовно-процессуального кодекса было то, что этот институт является "пережитком марксистско-ленинской политической идеологии". Бастрыкин, в свою очередь, убежден, что "объективная истина не имеет ничего общего с какой-либо политической идеологией". "Они говорили, что в уголовном процессе, в отличие от научного познания, объективная истина недостижима. А главное, что в условиях состязательной модели судопроизводства этот вид истины вообще становится ненужным", – заявил глава ведомства.
Между тем действующий УПК не требует принятия всех возможных мер для ее установления. "В таком процессе приоритетной является не объективная, а формально-юридическая истина, определяемая позицией стороны, победившей в споре, даже если она не соответствует действительности", – пояснил он.
Главе Следственного комитета России не нравится то, что суду в сегодняшнем процессе отводится роль пассивного наблюдателя, и он не должен проявлять активность при собирании доказательств.
Бастрыкин подчеркивает, что "в статье 6 УПК РФ уголовное преследование и справедливое наказание виновных, а также ограждение от этих неблагоприятных правовых последствий невиновных определяются в качестве назначения уголовного судопроизводства". Он убежден, что сделать это невозможно без выяснения обстоятельств уголовного дела "такими, какими они были в действительности", то есть установления вышеупомянутой "объективной истины".
"Проще говоря, процесс доказывания по уголовному делу должен быть ориентирован на достижение объективной истины. Это является необходимым условием правильного разрешения уголовного дела. Но УПК Российской Федерации не содержит требования о принятии всех возможных мер, направленных на ее отыскание. Не способствует установлению истины и реализованная в законе модель состязательности. Она тяготеет к чуждой традиционному российскому уголовному процессу англо-американской доктрине", – сказал Бастрыкин.
По его мнению, при этой доктрине в процессе приоритетной является "не объективная, а формально-юридическая истина", которую определяет сторона, победившая в процессе, даже если эта истина не соответствует действительности.
Бастрыкин хочет для России "романо-германской модели" уголовно-процессуального доказывания. Он убежден, что к этой модели традиционно тяготеет российское уголовное судопроизводство и именно она основана на приоритете "достоверного, объективно истинного знания о событии преступления".
Бастрыкин хочет изменить Уголовно-процессуальный кодекс так, чтобы понятие презумпции невиновности применялось лишь в том случае, если по делу невозможно достичь объективной истины, "и только после принятия исчерпывающих мер к ее отысканию".
Ныне действующий УПК РФ вступил в силу 2002 года. По мнению Бастрыкина, к его достоинствам можно отнести состязательность судопроизводства, а также строгое разграничение процессуальных функций и полномочий, отмечает Лента.Ру.