Слушания по проблемам сотрудников ФССП
23 апреля в Общественной палате обсудили проблемы Федеральной службы судебных приставов. Низкие заработные платы, до конца не определенный статус службы, большая нагрузка – все это влияет на кадровую политику. Текучесть кадров в ФССП одна из самых высоких по сравнению с другими службами и ведомствами.
Организаторами мероприятия выступили «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» и Комиссия ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов
К участию в слушаниях были приглашены представители службы: первый заместитель директора ФССП – первый заместитель главного судебного пристава Сергей Сазанов, руководитель УФССП России по Москве – главный судебный пристав Москвы Александр Стебаков, а также члены ОП РФ, общественных советов при ФССП, Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», представители профильных министерств и ведомств, эксперты.
«Одна цифра меня очень поразила. Ротация ФССП по Москве составляет 38%. Это практически чуть ли не половина смены кадрового состава. А зарплата пристава существенно ниже средней зарплаты по городу», – заявил, открывая слушания, председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», член ОП, председатель Общественного совета при УФССП России по Москве Антон Цветков.
«А ведь люди часто приходят в службу судебных приставов со словами «помогите». Мамы с детьми просят помочь получить алименты, организации, например, просят помочь вернуть свои деньги, ведь если они их не получат, то это может отразиться на заработной плате сотрудников и так далее. Но и сама служба судебных приставов сталкивается с проблемами. Помимо несовершенного действующего законодательства, складывается катастрофическая ситуация с материальным обеспечением приставов», – добавил он.
В свою очередь, первый замглавы ФССП Сергей Сазанов сообщил, что службу судебных приставов в России планируют сократить с 2017 года на 10%, при этом повышения денежного довольствия до уровня зарплат как в других близких по функциям ведомствах (МВД, ФСИН, ФТС) не ожидается. В связи с этим руководство службы предрекает отток кадров и снижение эффективности.
По словам Сазанова, в 2013 году служебная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составила 2,2 тыс. исполнительных производств, это в среднем по 9 исполнительных производств в день: в крупных городах производств на одного пристава приходится больше, в сельских районах – немного меньше.
Замдиректора ФССП отметил, что в связи с этим руководство службы ожидает оттока кадров и снижения сумм взыскания, в том числе налоговых платежей. Если в 2010 году ФССП России в консолидированный бюджет было взыскано 120 млрд рублей, то в 2013 году эта сумма составила 114 млрд – 6 млрд уже потеряли.
Он подчеркнул, что из бюджета РФ выделяется на службу 47 миллиардов рублей в год, а взыскивает служба – 114 млрд, то есть рентабельность – в три раза. При этом средний оклад судебного пристава-исполнителя – 4 тыс. рублей, реальная зарплата московских приставов – порядка 14 тыс.
Тем не менее Сазанов считает материальное обеспечение не самой главной проблемой. Трудности – в идентификации: в одних документах приставов определяют как правоохранительные органы, а Минфин их считает гражданской государственной службой. И это удивительно, потому что вооруженный отряд службы насчитывает 30 тыс. человек.
Кроме того, из-за того, что приставы не приравнены к правоохранительным органам, они не попали в закон о социальных гарантиях, добавил замдиректора.
Он сообщил, что ФССП готова расти и совершенствоваться, в частности взять на себя еще часть функций, избыточных для других ведомств. В частности, функции ФСИН, не связанные с лишением свободы, функции охраны судьи до решения вопроса о предоставлении ему государственной защиты, а в перспективе при необходимости и функции госзащиты судей.
Замглаву ведомства поддержали и другие выступающие. Они предложили провести общественные слушания по этим проблемам в Госдуме и поставить вопрос перед правительством и президентом РФ о необходимости обратить внимание на материальные и социальные проблемы приставов. Кроме того, участники слушаний предложили создать рабочую группу для выработки программы развития службы, с которой и выходить на дальнейшие обсуждения.