Сбежавшие заключенные оплатят расходы государства на свою поимку
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) ввела в практику побеги за свой счет: пойманный арестант-беглец должен оплатить расходы на свою поимку, сообщает «Российская газета».
Первыми в этом году получили счет двое осужденных из Архангельской области, которым надоело сидеть. Как сообщают в тюремном ведомстве, Роман Г. и Гагик М. сбежали из колонии-поселения N3. А когда их нашли, то заставили заплатить за нарушение закона – почти по 10 тысяч рублей с каждого.
«В эту сумму суд включил не только затраты на их поиски, но и непредвиденные командировочные расходы сотрудников. Также нарушители спокойствия сменили поселение на колонию строгого режима, где будут отбывать наказание в ближайшие три-четыре года», – пояснили «РГ» в пресс-службе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области.
Оплата побегов производится постфактум и только по решению суда. Вместе с квитанцией арестант получает и дополнительный срок.
Многие арестанты и не подозревают, что такая госуслуга, как "поиск сбежавшего заключенного", не предоставляется бесплатно. С недавних пор прокуратура и тюремное ведомство стали не только отдавать беглецов под суд, но и выставлять им счета за расходы по поимке. В той же Архангельской области платить за побег пришлось осужденным Дмитрию М. и Руслану С. Летом прошлого года они сбежали из колонии-поселения N25, но уже через несколько часов были задержаны в районе 33-го километра автодороги п. Икса – п. Янгоры.
В итоге суд добавил осужденным срок. Также начальство колонии подало иск на беглецов-неудачников, требуя возместить расходы по розыску на сумму свыше 12 тысяч рублей.
В других регионах суммы компенсаций за побег превышали более 50 тысяч рублей, но в тех случаях искать людей приходилось гораздо дольше.
Даже если арестант не дошел до воли – он тоже должен заплатить, если испортил казенное имущество, готовя побег. Ведь заборы и колючая проволока не восстанавливаются бесплатно. Да и классический подкоп – тоже в некотором роде ущерб колонии. Поэтому восстанавливать все будут за счет заключенного-разрушителя. Подобные примеры в судебной практике тоже есть.
За решеткой начинается сезон отпусков: первыми ласточками в новом году стали двое арестантов из читинского следственного изолятора. С легкой руки гражданина начальника они отправились домой на побывку.
Один из отпускников – завхоз отряда хозяйственного обслуживания в СИЗО. До конца срока ему ждать долго, судья лишил его свободы до марта 2014 года. Другой отпускник работает кухонным рабочим и по приговору должен сидеть до июня 2013 года. Но сейчас съездит домой – в поселок Ясная, к жене.
Между тем мало кто знает, что даже осужденному за решеткой положен отпуск. Однако в реальности получить "увольнительную" из тюрьмы могут немногие. Например, никаких шансов нет у пожизненно осужденных, маньяков, террористов, педофилов и других особо опасных арестантов. Что же касается средней массы арестантов, здесь возможны варианты.
Как рассказали «РГ» в управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, в хозотряде СИЗО N1 Читы содержатся сто осужденных, работающих на разных объектах. Каждый из них имеет право сходить в отпуск сроком до десяти суток с выездом за пределы казенного дома.
«В прошлом году отпуск был предоставлен более 20 осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях Забайкальского края, – сообщили в пресс-службе управления. – Самое большое количество счастливчиков было в ИК-3 г. Читы – там шестеро осужденных побывали в оплачиваемых отпусках. В этом году сезон отпусков только открылся. По прогнозам специалистов УФСИН Забайкальского края, количество отпускников в этом году должно увеличиться в два раза».
Напомним, что одно время отпуска арестантам предоставлялись довольно часто. Потом тенденция изменилась. Вместо поездок на волю осужденным стали предлагать провести время в особых профилакториях, созданных на территории колоний. В тюремных домах отдыха осужденным предлагали улучшенные условия и свободный распорядок.
Отбор в отпускники был и будет строгим. Право на трудовой отпуск получают только арестанты, имеющие работу в тюрьме. Сегодня отпускной режим вполне сочетается с политикой реформирования системы наказаний. Одно из главных направлений реформы – так называемая система социальных лифтов в неволе. Она предполагает, что осужденному за хорошее поведение будут постепенно улучшать условия. Цель в том, чтобы дать человеку стимулы исправиться. Для тех, кто и в тюрьме ведет себя как преступник, условия, наоборот, будут ужесточаться.