ГИБДД поддерживает идею отменить автодоверенности
Госавтоинспекция поддержала идею об отмене доверенности на транспортное средство. Об этом «Российской газете» сообщил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. Но сделать это не получится в одночасье. Потребуется менять законодательство, пояснил он.
Как отметил генерал полиции Владимир Кузин, ГУОБДД МВД России неоднократно рассматривала возможность и последствия исключения доверенности на право управления транспортным средством из числа документов, которые должен иметь при себе водитель.
По его мнению, при сегодняшнем развитии информационных систем, никаких проблем не составляет установить, правомочно ли человек находится за рулем или машина покинула своего законного хозяина без его ведома. Для этого существует Федеральная информационная система ГИБДД. Информация в нее заносится оперативно и практически сразу поступает на все посты. Хотя есть и свои сложности в ее работе.
Ранее руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский выступил с инициативой отменить доверенность на транспортное средство. По его мнению, этот документ дублирует другой, а именно полис обязательного страхования автогражданской ответственности.
В полисе ОСАГО внесены фамилии, имена и отчества, а также номера прав тех, кто может оказаться за рулем. Причем это делается с ведома страхователя. Как правило, он – собственник автомобиля. Таким образом, еще одна бумажка, заполненная от руки, – совершенно лишнее подтверждение права владения автомобилем. Тем более, что для угонщика подделка доверенности не представляет никакой проблемы.
Эксперты полагают, что с собой достаточно возить свидетельство о регистрации. Вряд ли собственник машины будет отдавать столь важный документ вместе с ключами неизвестно кому. А если машина была угнана, то у профессионального перегонщика и документы другие, и доверенности в порядке, пишет «РГ».
Однако помимо права управления есть и такие важные юридические действия, как снятие с учета и постановка на учет. Сейчас они довольно либеральны, и от автовладельца не требуется нотариально оформленной доверенности. Достаточно простой рукописной формы этого документа.
Надо учесть, что доверенность указана не только в правилах дорожного движения, но и в Гражданском кодексе. В статье 1079, например, говорится, что обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности по доверенности на право управления транспортным средством. Соответственно, если лицо без доверенности совершит ДТП, то все претензии имущественного характера в первую очередь будут предъявляться собственнику автомобиля. И тогда ему придется решать вопросы с тем, кому он доверил машину.
В полис ОСАГО также не всегда вписываются другие возможные водители. Есть полисы с неограниченным кругом допущенных к управлению лиц. Они стоят в полтора раза дороже, но если человеку часто надо предоставлять свою машину другим водителям, то это себя оправдывает. Да и полис ОСАГО автовладельцу не продадут, если он не собственник и у него нет доверенности от собственника.
Таким образом, по мнению экспертов, одними поправками в правила для отмены доверенностей не обойдешься. Потребуется вносить изменения в несколько ключевых для водителей документов. В Гражданский кодекс, Правила дорожного движения, в закон об ОСАГО. Возможно, еще в многочисленные ведомственные документы. Дело – за законодателями.