Крушение Costa Concordia: пассажиры не знали, что делать
Первые россияне с потерпевшего крушение итальянского круизного лайнера Costa Concordia сегодня рано утром прилетели в московский аэропорт "Шереметьево". Ранее посольство РФ в Италии сообщило, что все 111 граждан России, которые плыли на корабле, живы и здоровы, пишет NEWSru.com.
Вернувшиеся на родину россияне рассказали о том, что происходило на судне в момент эвакуации, кадры которой уже появились в Сети. Очевидцы тепло отзываются о местных жителях и ругают персонал и экипаж судна. По мнению некоторых россиян, если бы не хладнокровие русских туристов, которые быстро сориентировались в чрезвычайной ситуации, жертв могло быть больше, передает РИА "Новости".
Водолазы, обледовавшие затопленный корпус Costa Сoncordia, утром 16 января обнаружили тело шестого погибшего в крушении средиземноморского лайнера.
Известно лишь, что жертва была из числа пассажиров. Тело в спасательном жилете обнаружили заблокированным в одном из помещений судна.
Таким образом, на третьи сутки после трагедии число погибших составило шесть человек. Ранее были обнаружены тела двух французов, одного перуанца, испанца и итальянца.
Напомним, круизный лайнер Costa Concordia сел на мель в ночь на 14 января неподалеку от итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана. Всего на борту находились почти 4300 человек, из них – 1000 членов экипажа. По последним данным, погибло 6 человек, и пассажиры, и члены экипажа судна. Ранения получили более 60 человек. 16 пассажиров считаются пропавшими без вести.
Между тем количество погибших в катастрофе круизного лайнера Costa Concordia преуменьшают, на самом деле погибло не менее 200 человек. Об этом заявила 28-летняя пассажирка парохода Александра Алексейчик в интервью LifeNews.
«Там была мясорубка, люди падали за борт, их засасывало и разрубало лопастями», – так описывает катастрофу свидетельница из Петербурга. По ее словам, на лайнере не хватало спасательных шлюпок, экипаж толком не знал, как пользоваться механизмами для спуска шлюпок на воду. «Родители, спасая своих малышей, буквально забрасывали их в отплывающие боты», – рассказала Алексейчик.
Еще на выходе из порта близ Рима все находившиеся на его борту лайнера чувствовали, что «что-то не так». Алексейчик рассказывает: «Был страшный скрежет, вода ходуном ходила, но никто ничего не предпринимал». Женщина вместе с семьей смотрели представление на одной из палуб, когда внезапно раздался грохот и судно накренилось. Экипаж объявил, что ситуация под контролем. Туристки успели взять из каюты лишь спасательные жилеты.
«Нам повезло, что мы оказались в шлюпке в числе первых. Во время спуска она встала вертикально, другие люди попадали на нас, но, к счастью, на воду мы спустились нормально. Но то, что происходило потом, было страшно», – говорит свидетельница.
По данным посольства РФ в Италии, пока 90% российских туристов находятся в Риме. Как сообщают СМИ, первым рейсом из Рима в 4:30 в понедельник в Москву прибыли две семейные пары, одна из них с ребенком. Авиакомпания "Аэрофлот" бесплатно доставила Максима и Олесю Беньковских из Барнаула, а также семью москвичей Кучиных с 7-летним сыном Никитой. С собой туристы взяли минимальное количество вещей. Прилетевших встречали родственники и журналисты.
По словам семей Беньковских и Кучиных, прибывших рейсом из Рима, на тонущем лайнере удалось избежать паники во многом благодаря нашим соотечественникам.
Максим и Олеся Беньковские из Барнаула, а также семья Кучиных из Москвы с 7-летним сыном Никитой прилетели в столицу рано утром. По словам россиян, во время ЧП только благодаря слаженной работе наших соотечественников на борту удалось избежать паники пассажиров.
«Экипаж был иностранный – филиппинцы, они вообще ужасно плохо говорили по-английски, их никто не понимал, – вспоминает Алексей Кучин. – На все вопросы они отвечали только «Ok!» и кивали головами. Когда началась паника, русские ребята стали раздавать всем спасательные жилеты и организованно рассаживать по шлюпкам».
Кроме того, как уверяют россияне, члены команды из Филиппин не только не помогли пассажирам эвакуироваться, когда корабль начал тонуть, но первыми бросились по узким коридорам к спасательным ботам, расталкивая локтями даже маленьких детей.
«Мы смотрели на палубе новогоднее представление. Выступал фокусник, и в момент сильного удара все подумали, что это всего лишь заранее продуманный элемент шоу, – рассказала Life News Алия Кучина. – Только после того, как увидели ужас в глазах иллюзиониста, поняли, что это не его фокусы».
На палубе моментально погас свет. Тревожные системы оповещения отключились тоже. В каютах заблокировались двери, и многие пассажиры Costa Concordia оказались в ловушке. Туристам пришлось выбираться к спасательным ботам самостоятельно.
«Всех поразило, что первым, вопреки существующим этическим нормам, тонущее судно покинул капитан корабля, – ухмыляются Максим и Олеся Беньковские, – когда люди подбежали к спасательным шлюпкам, он уже сидел в одной из них».
По словам российских туристов, последней борт терпящего крушение лайнера покинула русская девушка, работающая на судне бортпроводницей. Сейчас она находится в одной из больниц – наша соотечественница получила рассечение лица.
Среди россиян, которые находились на злополучном лайнере, также были пять инвалидов по зрению из Нижнего Новгорода. И все они благополучно спаслись. Сейчас спасенные находятся в безопасности в итальянском отеле «Хилтон».
Среди них – 10-летний Рома Махнев и 15-летняя Света Кекутия, которые отправились в долгожданный круиз со своими родителями. Взрослые работают в областном центре реабилитации «Камерата». Екатерина Махнева – директор центра, Марина Рощина – ее заместитель, Игорь – программист.
По словам россиян, сотни итальянцев приезжали к школам и отелям, где были размещены потерпевшие, и привозят одежду, игрушки, мобильные телефоны, книги.
Среди основных версий происшествия – человеческий фактор, а также отказ техники. Еще по одной версии, уровень воды в районе Джильо оказался на отливе ниже, чем ожидалось.
Позднее появилась информация The Daily Telegraph, что итальянский круизный теплоход "Коста Конкордия" мог наскочить на риф из-за того, что капитан Франческо Скеттино решил подвести судно ближе к берегу и поприветствовать своего знакомого на острове Джильо.
По данным издания, к такому выводу пришло следствие. По информации The Daily Mail, на острове Джильо в момент крушения теплохода находился приятель Скеттино, моряк итальянского торгового флота.
Действия 52-летнего Скеттино итальянские прокуроры назвали безответственными и неуклюжими. Владельцы круизного лайнера из компании Costa Crociere подтвердили The Daily Telegraph, что причиной крушения предположительно стал человеческий фактор. При этом в компании отмечают, что до назначения капитаном Скеттино был ответственным за безопасность судов.
Ранее Скеттино заявлял, что судно наскочило на рифы, не обозначенные на карте. В Costa Crociere утверждали, что в момент столкновения теплоход от назначенного курса не отклонялся. Прокуратура обвиняет Скеттино в причинении смерти по неосторожности и бегстве с тонущего судна до окончания эвакуации пассажиров.
Капитану грозит до 12 лет лишения свободы. Именно такой срок по итальянским законам ожидает любого капитана, преждевременно покинувшего судно в момент опасности.
Хозяева лайнера, корпорация Costa Crociere сообщили, что ущерб, причиненный крушением Costa Concordia, обойдется им почти в сотню миллионов долларов.
В официальном заявлении представители компании-владельца также выразили соболезнования семьям погибших и пострадавших в результате трагедии.
«Мы глубоко огорчены случившимся, наши сердца поддерживают всех, кого коснулась эта беда», – прокомментировала администрация компании.