Частные компании опасаются ответственности за безопасность транспорта
Продолжается спор о том, кто же все-таки обязан обеспечить антитеррористическую безопасность транспортной инфраструктуры.
Особенно остро этот вопрос был поставлен после теракта в Домодедово, когда частный аэропорт оказался не готов к атаке смертника. Силовики, не отрицая своей вины, тем не менее, ссылались и на определенные обязанности владельцев столь прибыльного бизнеса. В бизнес-среде, в свою очередь, опасаются, что, с одной стороны, появится очередной инструмент по выкачиванию из предпринимателей денег, с другой стороны, вся ответственность за безопасность ляжет на частников. Поэтому и возникло горячее обсуждение инициированных МВД России законодательных поправок, по которым антитеррористические правила оборудования помещений станут обязательными для частного бизнеса.
Как сообщает "Российская газета", действительно инициированы законодательные поправки. Более того, законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О противодействии терроризму" и федеральный закон "О транспортной безопасности" уже прошел первое чтение. Он, прежде всего, относится не к транспорту, а вообще к объектам с большим скоплением людей – магазинам, опасным производствам и подобным предприятиям. Оборудование помещений по антитеррористическим требованиям потребует значительных финансовых вложений.
Что касается транспортной инфраструктуры – аэропортов, вокзалов, станций, речных и морских портов, то требования по инженерно-технической защищенности и участию юридических и физических лиц, являющихся собственниками всех этих объектов, законодательно закреплены еще в федеральном законе "О транспортной безопасности".
В МВД напомнили и об Указе Президента РФ от 31.03.2010 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". По распоряжению правительства была разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. В документе не только предусмотрено участие субъектов транспортной инфраструктуры, но и софинансирование за счет средств федерального бюджета, осуществляемого в форме субсидий. Таким образом, государство готово оказывать финансовую поддержку частному сектору.
Требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются не только МВД и ФСБ, но и Минтрансом и Минэкономразвития. Предлагаемый законопрект обязательно пройдет антикоррупционную экспертизу.
Заместитель министра транспорта Сергей Аристов рассказал "РГ", что в законе "О транспортной безопасности" прописан ряд обязанностей для владельцев инфраструктуры, связанной с антитеррористической безопасностью. Требования закона, по словам замминистра, распространяются на транспортную инфраструктуру любой формы собственности. Например, аэропорт Шереметьево является акционерным обществом, и тот, кто владеет его акциями, должен обеспечить безопасность. Актив в основном принадлежит государству, и поэтому оно обязано финансировать программы безопасности.