Полиции разрешили собрать ДНК особо опасных преступников
МВД вводит обязательную геномную экспертизу. Образцы соберут в местах отбывания наказаний.
Согласно постановлению правительства, которое публикует "Российская газета" вводится порядок обязательной геномной регистрации всех опасных преступников. Однако ДНК будут сдавать только осужденные за тяжкие, особо тяжкие преступления, а также получившие срок за насилие и педофилию.
По данным судебной статистики, в 2010 году за изнасилования было осуждено более 4200 человек. За убийство при отягчающих обстоятельствах – более 2700 человек. За грабеж при отягчающих обстоятельствах около 42 тысячи человек. Осуждены за все виды разбоя 19 тысяч 603 человека.
В МВД пояснили, что убийцы, разбойники, насильники и педофилы после того как им вынесен приговор и назначен срок – должны будут сдать кровь.
За каждым учреждением тюремного ведомства закрепят лаборатории МВД, которые будут заниматься расшифровкой генов, пишут «Известия».
– Человек всегда оставляет за собой невидимые следы из частиц своей же плоти – кожи, слюны, пота, волосков, – рассказала начальник отдела экспертиз биологических объектов Экспертно-криминалистического центра МВД Анна Рыбакова. – ДНК-анализ стопроцентно определяет, кому принадлежат эти следы. Сверив «генный след» с места преступления с ДНК, которое храниться в базе, мы будем точно знать, совершал ли этот человек преступления ранее.
МВД занялось созданием геномной базы в 2009 году после принятия закона «О государственной геномной регистрации». Однако в банк данных попадали только те ДНК, которые изымались из биологических следов, найденных на месте преступления. У осужденных анализ не брали – не был прописан механизм сбора материалов.
– Теперь они будут сдавать кровь на специальные носители, и эта кровь будет поступать в наши подразделения, – объясняет Рыбакова. – Мы будем получать ДНК и помещать их в базу.
Сейчас в геномном хранилище МВД собрано 20 тыс. ДНК, которые были обнаружены на местах преступлений. Среди них – ДНК «битцевского маньяка» Александра Пичушкина.
– Возможно, что люди, оставившие эти следы, сейчас отбывают наказания за другие преступления, – говорит Рыбакова.
Правозащитники надеются, что геномная регистрация поможет выявить и судебные ошибки. Меньше будет и ошибок следствия. Не исключено, что после экспертиз всех осужденных суды будут вынуждены взяться за пересмотр старых уголовных дел. Поскольку по российскому законодательству можно пересматривать уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Например, в США, проводят повторные ДНК-экспертизы по закрытым делам и находят людей, просидевших в тюрьме десятки лет, но совершенно не виноватых.
В России такого законопроекта может и не быть, но теоретически, если по делу сохранились доказательства, можно будет исследовать и их, если, конечно, защита убедит суд вернуться к делу.