Глава ФСКН предложил передать государству афганские “опиумные поля”
О необходимости проведения совместной антинаркотической операции в районе провинции Бадахшан Афганистана высказался глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов. Об этом он заявил на заседание Центрально-Азиатского антинаркотического квартета, в который входят подразделения по борьбе с наркотиками России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана.
Это уже второе заседание квартета. Первое прошло в декабре прошлого года в Москве под председательством Виктора Иванова. В нем приняли участие руководители антинаркотических ведомств Афганистана, Пакистана, Таджикистана. В качестве наблюдателей были приглашены представители российского МИДа, ООН, ОДКБ и США, сообщает «РГ».
– Бадахшан, – пояснил Иванов, – является ключевым плацдармом функционирования всего "северного маршрута" наркотиков из Афганистана в Европу. Успешные примеры подобного сотрудничества есть. В частности, после операции в Нангархаре в октябре прошлого года, когда были захвачены четыре нарколаборатории и проведены еще четыре операции в декабре, январе и феврале. Уничтожено около полутора тонн героина, почти четыре с половиной тонн морфина и 300 килограмм опиума.
По его словам, во время проведения совместной операции антинаркотических подразделений трех стран под названием "Осьминог", в России, Таджикистане и Афганистане были арестованы десятки крупных наркодилеров.
Надо сказать, что нынешняя конференция в Кабуле проходит сразу после четырехсторонней встречи 2 сентября президентов России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана в Душанбе. Поэтому вся повестка антинаркотического саммита была сформирована на основе решений Душанбинской встречи. И надо отдать должное мужеству участников заседания в Кабуле – там собралось около 100 представителей не только антинаркотического квартета, но и США, Канады, европейских стран, ООН и НАТО, где чуть ли не ежедневно происходят теракты и покушения на госчиновников и военнослужащих коалиции.
Особенно острая дискуссия разгорелась по вопросу, почему афганский героин, несмотря на усилия всех стран по борьбе с ним, распространяется по всему миру в устрашающих количествах. Ведь сегодня в Афганистане находится армада войск. "Только иностранных вооруженных сил, – заявил Иванов, – там находится четверть миллиона: 150 тысяч, про которых мы все знаем, и еще 100 тысяч из так называемых неправительственных вооруженных формирований США".
Запад неоднократно заявлял, что воинские подразделения введены туда для войны с терроризмом. Но на уничтожение плантаций и нарколабораторий в Афганистане, с которых поступают деньги эти самым террористам, их мандат не распространяется. В связи с этим, как подчеркнул Иванов, сложился правовой вакуум, связанный с решением проблемы наркопроизводства в Афганистане.
На конференции глава Госнаркоконтроля предложил конкретные шаги по борьбе с наркопроизводством в Афганистане на ближайшую пятилетку. В частности, создать Региональный антинаркотический стратегический координационный центр в Кабуле, который будет связан с Координационным центром совместного планирования в Иране.
– В любых наших решениях, – заявил Виктор Иванов, – мы должны исходить из того, что проблема афганского наркопроизводства в основе своей лежит вне Афганистана и определяется заказом со стороны глобальных транснациональных наркокорпораций.
Глава российского ведомства также заявил: "Необходимо, опираясь на потенциал ШОС и ОДКБ, выйти на разработку Антинаркотической стратегии Восточного полушария… Разработка такой стратегии может выступить также уникальной интеграционной платформой – в частности, соединить усилия государств-членов ШОС и Евросоюза, Европарламента с Азиатской парламентской ассамблеей".
По его словам, возможно, понадобится провести Парламентский антинаркотический саммит. Ведь помимо 16 миллионов наркозависимых и миллиона погибших от героина, за 10 лет военной операции в Афганистане мир получил гуманитарную катастрофу в этой стране. По данным американских исследователей, нынешнее поколение афганских детей обречено, поскольку "все они являются классическими опиумными и героиновыми наркоманами".
"Ученые, – рассказал на саммите Иванов, – зафиксировали беспрецедентно высокое содержание наркотиков в крови детей. Опасная концентрация содержится не только в дыме взрослых курильщиков опиума, число которых, по данным ООН, уже давно перевалило за миллион, но и в одежде, волосах, спальных принадлежностях, коврах, мебели, детских игрушках, а также в молоке кормящей матери". В пример он привел случай, когда в образцах волос десятилетней девочки содержание метаболита героина, морфина и кодеина соответствовало медицинским показателям диагностированного взрослого наркомана.
Глава госнаркоконтроля также предложил экспроприировать земли в Афганистане, на которых растет опиумный мак, в пользу государства и создать для местных крестьян два миллиона рабочих мест. А также немедленно заняться электрификацией страны.