Август 1991: “лебединая песня” Советского Союза
Сегодня вспоминают события 20-летней давности, вошедшие в историю как попытка государственного переворота
19 августа 1991 министры, военные, несогласные с реформами Михаила Горбачева, попытались взять власть в свои руки, создав Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП.
У миллионов наших сограждан, переживших события двадцатилетней давности, «Лебединое озеро» вызывает смешанные чувства. Ранним утром того понедельника балет Чайковского заменил телевизионные программы на всех телеканалах Советского Союза.
В 1991 году страну лихорадило. Забастовки. Инфляция. Межнациональные конфликты на Кавказе. Прибалтика требует независимости. Горбачев планировал подписать 20 августа новый союзный договор. Этого кремлевское окружение не могло допустить.
Вероятно, они думали, что можно остановить развал экономики, междоусобицу, если потуже закрутить гайки. Горбачев заперт на даче и отстранен от власти, армия, милиция и КГБ – на стороне заговорщиков.
Путчисты, кажется, не ждали сопротивления и президента РСФСР Бориса Ельцина арестовывать не стали, хотя могли. Но вскоре центр Москвы был запружен народом, появились первые баррикады. Назревало противостояние.
Известные кадры обошли весь мир: Ельцин зачитывает постановление Верховного Совета, используя БТР в качестве трибуны. Солдаты демонстрантам явно сочувствовали, у сторонников демократии появилась надежда.
Путчисты поначалу и вовсе не собирались штурмовать здание Верховного Совета, но как только оно стало центром сопротивления, тут же был разработан детальный план его захвата.
К Белому дому стянули войска – 15 тысяч человек, танки, бронетранспортеры, спецназ, сотрудников КГБ и МВД. Если бы эти силы пришли в движение, практически безоружных защитников Верховного Совета смели бы в считанные минуты, но приказ о штурме так и не прозвучал.
Единственные жертвы – трое москвичей, пытавшиеся остановить колонну бронетехники и погибшие под колесами БМП. Позже это признали трагической случайностью. Армия явно не хотела стрелять в народ.
Через два дня войска вышли из столицы. Заговор провалился, но даже если бы тогда власть осталась у путчистов, вряд ли они смогли сохранить страну – лишь продлить агонию.
Несколько августовских дней фактически предрешили судьбу Советского Союза. К 1 сентября из его состава вышли большинство республик, была распущена КПСС.