Россия вспоминает катастрофу на АПЛ «Курск»
В России вспоминают погибших на подводной лодке «Курск»
12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула Атомная подводная лодка «Курск». Сегодня пройдет церемония возложения венков и цветов к могиле моряков: к мемориалу павших в годы Великой отечественной войны, где захоронены подводники, придут поклониться руководители областной и городской администраций, духовенства, родные и близкие погибших, многочисленные горожане.
Они отдадут дань скорби памяти 118 членам экипажа «Курска». Затем венки и цветы будут возложены в Северо-западном микрорайоне города на Алее Славы, где посажено 118 белоствольных берез в память об этой страшной трагедии. Здесь же установлен и мемориал подводникам из фрагментов атомной субмарины, поднятой с морского дна после катастрофы.
АПЛ «Курск» затонула в 175 км от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. По официальной версии, в 11:28 мск произошел взрыв торпеды «Кит», причиной стала утечка компонентов топлива. Через 2 минуты пожар повлек за собой детонацию остального боезапаса, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв был эквивалентен взрыву 2-3 тонн тротила. Все члены экипажа погибли.
По плану учений «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах помечены временем 11:15.
Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 22 августа, но оказались безуспешными. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» – примерно 60 градусов. 20 августа к работам присоединилось норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день.
В. В. Путин прервал свой отпуск, только через пять дней после трагедии – 17 августа. На вопрос Ларри Кинга о том, что произошло с подлодкой, президент ответил: «Она утонула». 14 августа для расследования причин гибели «Курска» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.
К подъему АПЛ были предъявлены жесткие требования – поднимать без крена и дифферента, без воздействия на наружный корпус и др. Продиктованы такие условия были тем, что в результате взрыва механизмы подлодки сорваны со своих фундаментов, а состояние боезапаса неизвестно. Акт о завершении операции подъема, транспортировки и постановки «Курска» в док был подписан 22 октября 2001 года.
В результате операции подъема АПЛ были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора.
Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и ее экипажа, а также установить причину катастрофы.
Несмотря на это, кроме основной версии аварии существует еще несколько вероятных, например:
– по мнению Валерия Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы «Курска», причиной взрыва стала так называемая «толстая» торпеда 65-76 ПВ, пополненная необезжиренным воздухом, что привело к увеличению давления. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в пусковой аппарат. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошел из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке;
– сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной. Доступные на сегодня материалы не дают оснований ни для ее подтверждения, ни для ее полного опровержения;
– вице-премьер Илья Клебанов высказал версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времен ВОВ, что, возможно, привело также к детонации торпеды. После выбора официальной версией данное предположение отпало само собой. Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ данного класса, данную версию отвергали изначально.