Общие новости

Участники проекта «Время героев» посвятили видео-арт 80-летию освобождения Ленинграда от блокады

В рамках арт-проекта «Время героев» художники Анастасия и Георгий Бегма, чьи видео-арты уже снискали восторженные отзывы зрителей, представили новую страницу своего творчества, которую посвятили 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Блокада Ленинграда – одно из самых трагичных событий Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей – с сентября 1941-го по январь 1944-го – продлилась осада города на Неве. Блокаду прорвали только в январе 1943-го, после чего советской армии понадобился еще год для полного освобождения города от немецко-фашистской осады.

До этого момента ленинградцам приходилось выживать не просто в условиях жесточайшей блокады, но, по сути, в настоящем аду: еды на всех едва хватало, а булка хлеба считалась настоящим сокровищем, люди от голода падали замертво, на город постоянно сыпались фашистские снаряды, а отопительные котлы работали на 15% от мощности довоенного времени. До февраля 1943 года единственным источником обеспечения для блокадного Ленинграда, равно как и единственной возможностью эвакуироваться для его жителей, была «Дорога жизни», протянувшаяся через Ладожское озеро – зимой грузы в город возили прямо по льду, а летом доставляли на катерах. В довершение ко всему первая блокадная зима в Ленинграде стала самой холодной за всю историю наблюдений. Морозы обрушились на город уже в октябре 41-го и продлились вплоть до мая 42-го – зимние холода продержались 178 дней, целых полгода, и в самые тяжелые ночи достигали минус 32 градусов по Цельсию.

Выживали ленинградцы во время блокады как могли – в несколько смен работали на местных предприятиях (а ходить на работу приходилось пешком), экономили хлеб, купленный по продовольственным карточкам или выменянный на рынке, набирали воду из прорубей в Неве, заботились о детях и стариках. Именно по воспоминаниям выживших блокадников мы сегодня и можем представить, через что пришлось пройти людям в осажденном Ленинграде.

Одним из самых пронзительных документов того времени, демонстрирующих всю боль утрат и безысходность блокадной жизни, стал дневник девочки Тани Савичевой. На начало Великой Отечественной войны ей было всего 11 лет, она закончила третий класс и готовилась перейти в четвертый. Таня жила в Ленинграде с семьей: у нее была мама, братья Леонид и Михаил, сестры Женя и Нина, бабушка и дяди. Михаила на начало войны в Ленинграде не было – он уехал в Кингисепп. Когда Савичевы узнали, что фашисты захватили Псков, они начали считать Мишу погибшим, не зная, что тот попал в партизанский отряд.

Дневник Таня Савичева начала вести, когда умерла ее сестра Женя – она по семь километров ходила на завод, где работала двойную смену. Кроме того, Евгения была донором крови. В конечном итоге, организм девушки не выдержал. В записной книжке своей сестры Нины маленькая Таня написала:

«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.».

Спустя месяц умерла бабушка Тани, а еще через некоторое время – брат Леонид. На фронт его не взяли из-за плохого зрения, поэтому он не покладая рук трудился на Адмиралтейском заводе, ходить к которому приходилось по длинному мосту Лейтенанта Шмидта через Неву, что в условиях особо суровой зимы и постоянного голода не могло не сказаться на его здоровье. Леонид Савичев умер от дистрофии в марте 42-го. Таня написала:

«Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.».

Вскоре погибли Танины дяди, а в мае – ее мама. К этому моменту на возвращение Михаила, считавшегося погибшим, и без пропавшей в феврале Нины, девочка, видимо, уже не надеялась, поэтому в дневнике на трех страницах она написала:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

После смерти матери Таня жила у двоюродной тети. Вскоре та отправила девочку в детский приемник НКВД Смольнинского района – у нее сильно ухудшилось здоровье, она заболела туберкулезом. Незадолго до этого девочка узнала, что ее сестра Нина жива – письмо от нее Тане передал друг семьи Василий Крылов, вернувшийся из эвакуации в Ленинград. Свой дневник Таня перед отправкой в приемник оставила в квартире. Позже его найдет Нина.

О том, что жив брат Миша – он дослужился командира разведки 83-го отряда 9-й партизанской бригады и после ранения попал в госпиталь в уже освобожденном Ленинграде – Таня узнала лишь в феврале 44-го. Состояние девочки продолжало ухудшаться, у нее начался энцефалит, вскоре она потеряла зрение. Татьяна Савичева умерла 1 июля 1944 года, в возрасте 14 с половиной лет.

За блокадные годы от голода в Ленинграде погибло свыше 600 тысяч человек, а общие потери, включая жертвы обстрелов и военных действий, составили свыше одного миллиона. Блокада Ленинграда стала одной из самых черных страниц в истории Великой Отечественной войны и Советского Союза вообще. Тот ущерб и те глубокие травмы, которые фашистская осада нанесла городу и его жителям, трудно с чем-либо сравнить.

Сегодня Российская Федерация особенно трепетно относится к вопросу памяти о тех ужасах и жертвах, которые принесла с собой блокада Ленинграда – она увековечена в памятниках, обелисках, музеях. В Санкт-Петербурге в годовщину освобождения города от фашистской осады ежегодно проходят памятные мероприятия. Не забывают в России и о Тане Савичевой – маленькой девочке с трагичной судьбой. Ей посвящены мемориалы и мемориальные доски, а в школе, где она училась, работает музей ее имени. Имя Тани часто становится символом не только жертв блокады Ленинграда, но и всех детей, пострадавших во время Великой Отечественной войны.

Справочно

Арт-проект «Время героев», реализуемый Медиахолдингом «Общественная служба новостей» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, – попытка объединить силу искусства и возможности современных информационных технологий, связать славное прошлое нашей страны с текущими историческими моментами, провести параллели между героями прошлого и настоящего, актуализировать национальное самосознание и вызвать чувство гордости за общее прошлое и настоящее.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

Фондкультурныхинициатив.рф

Поделиться
СОБЫТИЯ и МНЕНИЯАрхив

Александр Михайлов: Выявление потенциальных террористов – непростой процесс, требующий особого внимания спецслужб

В Калужской области сотрудники ФСБ задержали 48-летнего россиянина, который по заданию украинских…

Тимур Сыртланов о провальной попытке ГУР Украины завербовать русского летчика: у противника не было вариантов

ФСБ России сорвала операцию украинской военной разведки по угону вертолета радиоэлектронной борьбы…

Левон Арзанов: Приход к власти Трампа принципиально ничего не изменит в отношениях России и США

Кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, набравший больше всего голосов выборщиков, одержал…

Василий Дандыкин: Искусственный интеллект не заменит реального командира на поле боя

Китайские ученые разработали искусственный интеллект (ИИ), способный имитировать поведение командиров. По сообщению…

Сергей Липовой: Предложение Зеленского «не бить по энергетике друг друга» – это агония крысы, которую загнали в угол

Владимир Зеленский предложил сделать первый шаг к снижению накала конфликта и перестать…

Юрий Кнутов: Гонка в сфере создания новейших беспилотников развернута серьезная, но России есть, чем ответить

Ночью 10 октября пригород Майкопа подвергся налету дронов Вооруженных сил Украины. Обошлось…

МЕРОПРИЯТИЯАрхив
НОВОСТИАрхив
Советы
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ
Журнал «Офицеры»