Владимир Кикнадзе: Праздник Победы над Японией – лучший ответ на японский «суверенитет» над Курилами
Новый премьер-министр Японии Фумио Кисида 12 октября в ходе дебатов в нижней палате парламента заявил, что на острова южной части Курил распространяется суверенитет Токио. Он отметил, что настроен на упорные переговоры с Москвой по этому вопросу с опорой на все предыдущие договоренности.
Только за последнее время (2020-2021 гг.) подобные высказывания уже неоднократно звучали из уст японских политиков двух предыдущих кабинетов министров, которые возглавляли Синдзо Або и Ёсихидэ Суга:
В 2020 г. МИД Японии в докладе «Синяя книга по дипломатии», дабы не «ослаблять позицию Японии», восстановил (после исключения в 2019 году) южные острова Курильского архипелага под суверенитет Японии, отмечая, что с Россией «мирный договор может быть заключен только после решения вопроса о принадлежности четырех островов»;
22 мая глава МИД Японии Тосимицу Мотэги публично заявил о неизменной позиции Токио по принадлежности южных Курил его стране. 17 июня Япония сделала России представление из-за проведения геологоразведочных работ в Охотском море в районе между Сахалином, Камчаткой и Курильскими островами «в связи с тем, что это не совпадает с позицией» Токио;
3 августа в СМИ появились сообщения о выдвижении из японской базы Йокосука авианосной группы ВМС США во главе с авианосцем «Ronald Reagan» к Курилам для демонстрации России силы;
В сентябре 2020 г. после первого телефонного разговора нового японского премьер-министра Ёсихидэ Суги с Президентом России Владимиром Путиным генеральный секретарь кабинета министров Кацунобу Като объявил «территориальное наступление»: «В курсе Японии на решение с Россией территориальной проблемы и подписание мирного договора изменений нет. Наша страна обладает полным суверенитетом над северными территориями. В этой незыблемой позиции Японии, а также в том, что предметом мирных переговоров с Россией является возврат Японии всех четырех островов, никаких изменений также нет», – подчеркнул Като;
5 февраля 2021 г. министерство иностранных дел Японии направило России ноту протеста из-за учений на острове Кунашир, о проведении которых с 5 по 12 февраля Москва своевременно уведомила Токио;
26 июля Япония выразила протест из-за визита премьер-министра России Михаила Мишустина на южнокурильский остров Итуруп: поездка «противоречит последовательной позиции Японии в отношении северных территорий и вызывает большое сожаление», отметил Като на пресс-конференции в Токио. Глава МИД Тосимицу Мотэги, в свою очередь, заявил, что визит Мишустина «задел чувства народа Японии» и «не способствует японско-российским отношениям».
Как защита исторической правды в России может остановить «территориальное наступление» Японии? Свое видение ситуации представил член Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», член-корреспондент РАРАН Владимир Кикнадзе.
– С одной стороны, ничего нового в заявлении третьего за последние два года главы японского кабинета министров мы не услышали, – отмечает эксперт, – с другой – очевидна последовательная и действительно наступательная политика Японии в отношении России, объявленная Кацунобу Като как «территориальное наступление».
Примечателен другой факт. Заявление Фумио Кисиды сделано и в первый день работы нижней палаты российского парламента – Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (VIII созыва). В чем его примечательность? Во многом именно позиция российских парламентариев VII созыва (точнее – большинства фракции ВПП «Единая Россия») создала условия для усиления позиции Японии. Выступая в апреле 2020 г. против понятия «Победа над Японией» в формулировке дня воинской славы России «3 сентября – День Победы над милитаристской Японией – окончание Второй мировой войны (1945 год)», депутаты Госдумы открыто и громогласно говорили не только о «тонко настроенном за последние годы инструменте в российско-японских отношениях», который можно расстроить такой исторической правдой, но и утверждали о «до сих пор страшно обиженных на нас японцах за 1945 год». Тем самым, они ставили под сомнение победу СССР/РФ над Японией, одержанную в сентябре 1945 г., обоснованность начала войны против Японии в августе 1945 г., а, следовательно, и итоги Второй мировой войны 1939–1945 гг. в целом, включая территориальный вопрос.
Уверены, что такой подход напротив демонстрирует слабость нашего государства, причем как внутреннюю, так и внешнюю. Если сегодня мы позволяем забыть подвиг ветеранов Советско-японской войны 1945 г., то что ждет наше государство завтра – забвение подвига защитников Отечества в других военных конфликтах, в том числе участников боевых действий второй половины ХХ – начала ХХI века за пределами Отечества?
Курильские острова в полном соответствии с международно-принятыми нормами были переданы России по факту безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 г., что и закреплено рядом международно-правовых документов. В частности, это было закреплено Меморандумом №677 главнокомандующего оккупационными силами союзных держав в Японии генерала Д. Макартура императорскому правительству от 29 января 1946 г. и соответствующей картой-приложением, согласно которым прохождение японской границы в северной части страны определялось по побережью о. Хоккайдо, что закрепляло за СССР остров Сахалин и все Курильские острова.
А в сентябре 1951 г. союзниками по антифашистской коалиции был подписан с Японией Сан-Франциский мирный договор, по условиям которого последняя отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, полностью восстановившую мирные отношения между странами.
В этой связи трудно объяснимы попытки Японии, начатые в 1950-х годах и активизировавшиеся с конца 1980-х годов, обосновать свои претензии именно с точки зрения международного права на «северные территории», под которыми общепринято, но далеко не точно, понимать «четыре» острова Южно-Курильской гряды. Вот, как обозначались подходы к решению проблемы «северных территорий» в «Промежуточном отчёте по исследованию внешней политики и комплексного обеспечения национальной безопасности» (Токио, май 1988 г., c. 13), подготовленном по заказу японского кабинета министров:
«Япония должна продолжать требования о возврате всех северных территорий… Заключить японо-советский мирный договор после возвращения четырех северных островов. Япония должна также пытаться заключить японо-советский мирный договор, включая возвращение всех Курильских островов… объявить пункт с) 2-й статьи Мирного договора с Японией (Сан-Франциско, 1951 г.), в котором утверждается, что Япония отказывается от Курил, недействительным».
И в официальном правительственном документе «Белая книга по обороне Японии», начиная с 1980-х годов, «северные территории» обозначаются также фривольно. Японские границы обозначаются в «Белых книгах» в районе Курильских островов севернее острова Итуруп (что отражено и в принятой японским парламентом в 2009 г. специальной поправке к закону о территориях), а «спорные территории» простираются до середины острова Сахалин и до полуострова Камчатка.
Невнимание в современной России к Победе над Японией в 1945 г. привело к тому, что часть населения, в особенности подрастающее поколение европейской части страны, склонно считать окончанием Второй мировой войны капитуляцию нацистской Германии и мало знакомо с событиями войны с Японией. Необходимо, чтобы россияне знали о подвиге, совершенном их предками в 1945 г. не только в Европе, но и на Дальнем Востоке, о решающей роли нашей страны в уничтожении как германского нацизма, так и японского милитаризма.
Следует помнить, что Южный Сахалин был присоединен к Японии в результате агрессии и захвата его при помощи силы в 1905 году. Япония возглавляла войска Антанты в годы иностранной интервенции в России, пыталась хозяйничать на Дальнем Востоке и в Сибири, захватила и удерживала вплоть до 1925 г. и северную часть Сахалина.
Захватив Южный Сахалин и удерживая все Курильские острова, Япония закрыла для СССР свободный выход в Тихий океан, а также к портам Камчатки и Чукотки. Построив на Южном Сахалине и Курилах военные базы и аэродромы, Япония превратила их в плацдарм для нападения на СССР и владения США. Более того, в годы Второй мировой войны Курильские острова и Южный Сахалин использовались ею в целях фактической блокады Советского Дальнего Востока. На Северном Сахалине продолжали действовать японские концессии вплоть до 1944 г., – настолько велика была опасность вступления Японии в войну против СССР на стороне фашистской Германии, что руководство Советского Союза позволяло японцам добывать нефть и уголь на своей территории. В целом же Дальний Восток оттягивал до 20% сил и средств, так необходимых советского народу для вооруженной борьбы на Советско-германском фронте.
Возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов, согласно «Крымскому соглашению трех великих держав по вопросам Дальнего Востока» от 11 февраля 1945 г., явилось восстановлением принадлежавших России прав на эти территории, отторгнутые в результате агрессии, которые, как это следует из Каирской декларации союзников по Антифашистской коалиции 1943 г., «она (Япония) захватила при помощи силы и в результате своей алчности». Кроме того, Крымским соглашением предусматривалась передача Советскому Союза Курильских островов.
Япония являлась союзницей фашистской Германии в канун и в годы Второй мировой войны, государством-агрессором, развязавшим Вторую мировую войну, за что ее политическое руководство и военное командование были осуждены в ходе Токийского международного военного трибунала и Хабаровского судебного процесса над японскими военными преступниками (события у приграничного озера Хасан и агрессия в дружественной Монголии в районе реки Халхин-гол в целях создания плацдарма агрессии против СССР в сторону Байкала; провокационная активность миллионной Квантунской группировки войск в Маньчжурии в период войны – всего 2376 агрессивных акций против Советского Союза; запрещенные опыты над нашими соотечественниками в тюрьмах Харбина, которых ждала мучительная смерть, как и тех, кто ранее, включая русских женщин и детей, стали материалом для испытания японцами бактериологического оружия в отряде №731; подготовка Японией применения бактериологического оружия, страшного смертельного оружия массового поражения, против мирных граждан Советского Дальнего Востока; и многое другое).
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды, умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается (часть 3 статья 671). И в этой связи предлагаемое законопроектом № 978334-7 установление дня воинской славы России «3 сентября – День Победы над милитаристской Японией – окончание Второй мировой войны (1945 год)», по нашему мнению, позволит защитить историческую правду и память о существенном вкладе России в разгром милитаристской Японии, историческую память о подвиге наших предков-победителей при защите Отечества, даст понять японским стратегам, что в России знают историю своей земли, и никогда, и никому эту землю, политую потом и кровью своих предков не отдадут.
Напомним, что ранее в защиту исторической правды выступили 17 общероссийских, межрегиональных и региональных ветеранских, общественных и экспертных организаций, которые направили в адрес председателя Госдумы В.В. Володина и руководителя фракции ВПП «Единая Россия» в Госдуме Сергея Неверова обращения в поддержку проекта федерального закона об установлении дня воинской славы России «3 сентября – День Победы над милитаристской Японией – окончание Второй мировой войны (1945 год)».
Победа защитников Отечества в войне с Японией 1945 года должна быть увековечена в современной России не только как долг памяти, но и как предостережение для возможных агрессоров в будущем. Не случайно уже и в Японии звучат призывы лишения России и Китая права вето в Совете безопасности ООН. 19 февраля 2021 г., на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, в отличие от прошлых лет, когда в ней принимали участие Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, на этот раз Россию даже не рассматривали в качестве участника. Более того, Россия и Китай рассматривались в дискуссии в качестве угроз и соперников, с которыми нужно бороться. Ангела Меркель, к примеру, призвала принять единую трансатлантическую стратегию против России. Джо Байден со своей стороны четко дал понять, что никакого диалога с Москвой США вести не будут и другим не позволят. И в этой связи следует помнить о серьезном противодействии в вопросе Курил со стороны США, которые пригрозили, что, если Япония согласится на передачу ей Россией только двух из четырёх островов, это скажется на процессе возвращения Окинавы под японский суверенитет.
Полагаем, что для депутатов Государственной Думы VIII созыва одним из адекватных ответов на заявление премьер-министра Японии Фумио Кисиды станет принятие поправки в федеральный закон о днях воинской славы и памятных датах России, которая вернет народу-победителю Праздник Победы над Японией (1945 г.) в соответствии с исторической правдой, Конституцией России и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.