Елена Зарембинская: Введение термина «уголовный проступок» даст шанс оступившимся людям на нормальную жизнь
Верховный суд России собирается внести в Госдуму проект поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, вводящий новый тип наказуемого деяния – уголовный проступок, промежуточный между преступлением и административным правонарушением. Соответствующее постановление 31 октября принял пленум Верховного суда.
Проступком будет признаваться преступление небольшой тяжести, за которое не предусмотрено наказания в виде лишения свободы. Таких составов в УК около 80. Это, например, клевета, вандализм, разные квалифицированные виды мошенничества, разглашение тайны усыновления, воспрепятствование работе журналистов и избирательных комиссий, продажа алкоголя несовершеннолетним, нарушение авторских прав или неприкосновенности жилища. Именно их предлагается перевести в категорию уголовных проступков.
По мнению члена Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», начальника штаба Центра профилактики правонарушений генерал-майора внутренней службы Елены Зарембинской, инициатива Верховного суда – еще один шаг к гуманизации российского правосудия, уголовного и уголовно-процессуального законодательств и, в конечном итоге, это в интересах людей, которые оступились. Это даст им шанс на нормальную жизнь.
«Инициатива будет способствовать тому, что многие лица, совершившие преступление небольшой тяжести впервые, будут освобождены практически от печати преступника. Выдержав наказание, которое на них будет наложено судом, они смогут ресоциализироваться и вернуться к нормальной жизни без штампов, клейма на биографии. Они смогут заниматься общественно-полезным делом, не будучи ущемлены в правах.
Но пока непонятно, кто будет обеспечивать контроль за осужденными за уголовные проступки. Если это будет ФСИН, то чтобы осилить дополнительно огромную нагрузку, нужно продумать очень серьезно организационно-штатные построения подразделений и возможность обеспечения контроля за этими людьми.
Возможно, найдутся люди, которые будут уклоняться даже от этого наказания. Тогда они будут привлечены к уголовной ответственности уже реально, чтобы чувствовали себя безнаказанными и не имели возможность совершать и далее какие-то противоправные деяния», – сказала Елена Зарембинская.