Бусловский
Вилорий
Дата рождения: 01.12.1963Место рождения: Грозный, Чечено-Ингушская АССР
Дата гибели: 14.09.2000
Место гибели: г. Грозный
Обстоятельства гибели:
В милицию Вилорий пришел после службы во внутренних войсках. Начал с незаметной и по статусу, и по роду деятельности должности разведчика бюро криминального поиска МВД тогда еще Чечено-Ингушетии. Здесь и прозвучал впервые его радио позывной – «Черный».
Служба, как говорится, пошла с первых дней. Но вот к власти пришел Дудаев, и перед офицером встал выбор, возможно, самый главный в жизни. Вилорий вместе с коллегами из Москвы успел вывезти секретные архивы со списками агентурной сети местных подразделений милиции и КГБ. А значит, спасти сотни человеческих жизней.
Жить и работать дальше Бусловские на семейном совете решили в Калининграде. Здесь и прошло офицерское становление героя. А два года спустя старший лейтенант милиции Вилорий Бусловский вел СОБР УБОП УВД Калининградской области по улицам пылающего Грозного к президентскому дворцу. Ведь лучше него дорогу, включающую и отрезок пути от отчего дома к школе, никто знать не мог. Даже осколочные ранения в грудь и руку не остановили собровца на знакомом с детства маршруте – поставленная задача была в тот раз выполнена.
Во вторую командировку Вилорий убыл уже в качестве командира калининградского спецназа. Тогда ему и его бойцам выпало держать оборону комендатуры Гудермеса. Бой милиционеры вели в полном окружении, но позиций не сдали.
В последний час боя погиб лейтенант милиции Алексей Бровкович. Терять друзей на войне тяжело, терять подчиненных – вдвойне. К родителям павшего офицера Бусловский пошел сам, как на Голгофу. И этот визит скорби стал для него самым жестоким испытанием за всю короткую, но стремительную жизнь. И наказанием…За опоздавшее подкрепление, за отпуск врача, просто за трагическое стечение обстоятельств в тот день…
В начале второй чеченской кампании подразделение под командованием Бусловского форсировало Терек и с ходу вошло с селение Знаменское. Успех продолжили спецоперации в станице Ассиновская, селении Ачхой-Мартан. И всегда теперь доклад командир начинал с информации о том, что потерь среди личного состава не допущено.
Из наградного листа на майора милиции Бусловского Вилория Вилорьевича: «Выполняя приказ по блокированию и уничтожению боевиков, Бусловский успешно управлял действиями приданных сводных отрядов ГУИН Минюста России и ОМОН численностью 90 человек, и со своим СОБРом в передовом дозоре выдвинулся к селению Комсомольское. Передислокация отряда производилась ночью в сложных погодных условиях. Однако благодаря грамотным действиям Бусловского личный состав указанных подразделений своевременно закрепился в пойме реки Гойта. Следующей ночью банда численностью более 150 человек предприняла попытку прорваться из окружения. В критический момент боя Бусловский возглавил штурмовую группу, которая ударила во фланг боевикам, что и предопределило исход боя. Бусловский лично уничтожил шесть боевиков, позицию снайпера и пулеметный расчет».
«Черный» рвался на самые опасные участки боя. Спецназовцы между собой называли его сорвиголовой. Вот и на выручку армейскому офицеру, захваченному в плен, бросился не раздумывая. Хотя при первой нашей встрече Вилорий ни словом не упомянул о своем участии в освобождении будущего Героя России подполковника Александра Жукова. Все просил, чтобы больше написали о его ребятах.
Бойцы калининградского СОБРа тогда, что и говорить, отличились. Но эвакуацию Жукова и отход группы прикрывал не кто иной, как сам Вилорий. В пылу сражения он не заметил, как боевики, разбившись на мелкие группы и ведя огонь по его позиции, предприняли попытку взять в кольцо отходящих ребят. Связавшись с приданной батареей, Бусловский вызвал огонь минометов. Уже после нескольких залпов противник был уничтожен.
Чуть позже, в ходе передислокации части приданных сил, майор принял решение занять господствующую высоту. Совершив отвлекающий маневр под огнем боевиков, группа бойцов сумела реализовать поставленную задачу. В последующие дни это дало возможность осуществлять корректировку артиллерийского огня и контролировать всю прилегающую территорию.
В результате проведенных спецмероприятий были разбиты отряды Гелаева «Ангел» и «Терек», убит министр-самозванец Билан Мурзабеков, командовавший одной из групп прорыва. Тогда и появился в наградном листе вывод о том, что «за значительный вклад в укрепление конституционного порядка и территориальной целостности государства, проявленные при этом мужество и героизм майор милиции Вилорий Вилорьевич Бусловский достоин звания Героя Российской Федерации». Тогда он был еще жив, и никто не сомневался, что скоро, совсем скоро Вилорий получит не единожды заслуженную награду. Но война по-своему распорядилась его судьбой…
В конце августа 2000 г. калининградский СОБР вновь прибыл в Чечню, принял по смене блокпост на Карпинском кургане в Заводском районе Грозного. А рано утром 14 сентября при следовании в колонне «Урал» с бойцами калининградского СОБРа был подорван управляемым фугасом, который боевики заложили под балконом второго этажа дома, близко примыкавшего к проезжей части улицы. Вилорий погиб сразу, еще четыре собровца получили ранения. Как потом вспоминали уцелевшие спецназовцы, за минуту до взрыва командир указал на больничное здание, и сказал, что здесь он появился на свет.
На месте гибели собровца был установлен православный крест с памятной табличкой: «Герой России командир калининградского СОБРа майор милиции Вилорий Бусловский». Но, видно, поторопились боевые товарищи, назвав до срока командира Героем. Ведь наградной лист так и не был реализован.
…Что и говорить, по-разному можно сейчас трактовать события тех дней, смерть всегда нелепа. Но есть память сердца. Есть боевые побратимы, есть сыновья Вилория, которые знают, каким был их отец. Есть, наконец, мы, граждане великой России, которые помнят и чтут. Чтут и помнят… Все и всех.