Владимир Попов рассказал, чем американские снаряды GLSDB опасны для России, и что мы можем им противопоставить
Американская корпорация Boeing планирует наладить на Украину поставки высокоточных снарядов GLSDB, позволяющие наносить удары по глубокому тылу российской армии. Соответствующее предложение поступило в Пентагон на фоне сокращения военных запасов на Западе. Снаряды GLSDB сочетают в себе боеприпасы малого диаметра GBU-39 и ракетные двигатели М26. Снаряды управляются с помощью GPS-навигатора и могут поражать цели на расстоянии 150 км. Как пишут Reuters, вооружение может быть поставлено Украине уже весной 2023 года.
Член Экспертного совета «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, генерал-майор Владимир Попов рассказал изданию Украина.ру, чем такие снаряды опасны для России, и что мы можем им противопоставить.
– Владимир Александрович, расскажите подробнее, что это за снаряды и какие у них возможности?
– Можно сказать, что это похожий в некоторой степени аналог нашему снаряду «Краснополь», который давно создан в России и предназначен для крупнокалиберных гаубиц или гаубиц-пушек. («Краснополь» – корректируемый артиллерийский боеприпас калибра 152 или 155 мм. Используется для поражения бронированных целей и военных объектов с первого выстрела. Гаубица – тип артиллерийского орудия, предназначенного преимущественно для навесной стрельбы с закрытых огневых позиций, вне прямой видимости цели).
Снаряды GLSDB, конечно, дорогое удовольствие, потому что это уже корректируемые или, как их позиционируют американцы, управляемые снаряды.
Во-первых, при их использовании GLSD необходима подсветка цели, то есть направленный лазерный луч. Для этого кто-то должен находиться достаточно близко к тому объекту, который поражается.
В России, например, есть подразделения и специалисты для особых операций, которые заточены под то, чтобы в обязательном порядке заниматься такой подсветкой поражаемой цели или ее части. Как говорится, чтобы снаряд «залетел в форточку».
Во-вторых, еще одно направление использования этих умных снарядов на сегодняшний день – это то, что они идут по точностным (связанным с измерениями, вычислениями) координатам, которые получают на конечном этапе своего полета.
Снаряды корректируют свой баллистический полет на момент перед получением сигнала от цели, при этом различая ее через простейшую оптико-электронную начинку. Тем самым повышаются координатно-точностные характеристики за счет работы GPS.
Снаряд использует эту информацию и может даже без подсветки определить конкретную цель и ударить по ней, а не работать по всему площадному по всему объекту. Например, поразить генератор, который вырабатывает электрическую энергию на тепловой станции или гидроузле. Таким образом, конечные координаты уточняются, и снаряд корректируется. Он же летит на 30-45 км и более.
Активно-реактивный снаряд, который включает в себя обычный динамический снаряд и ракетный заряд (активно-реактивный), используется как оружие двойного назначения. За счет такой сборки увеличивается дальность полёта и улучшаются точностные характеристики.
Представьте, при выстреле из ствола обычным боеприпасом, условно говоря, вылетает простой кусок металла со скоростью 1200-1800 м/сек. А тут в процессе полета, перед тем, как снаряд начнет снижение, включается реактивная струя.
Благодаря этому полет продолжается, дальность увеличивается, уточняются координаты. Такой снаряд даже может, условно, опознать цель. При этом он еще и управляется, так как в хвостовике имеет маленькие органы управления – крылышки, которые создают динамическое управляемое вращение.
Безусловно, это дорогое удовольствие, но оно оправдывает себя. Такой снаряд бьет точно в цель и поражает ударной взрывной волной не целую площадь, а именно объект на ней.
Например, будет работать трансформаторный центр – снаряд попадет не просто в крышу здания, а в ту часть крыши, где именно размещен сам трансформатор с силовым кабелем.
– Снаряды GLSDB опасны для российского тыла?
– Конечно, угроза большая. Достаточно часто же бьют ВСУ по Белгородчине и Курской области: по деревням, поселкам, городам. Но пока что ВСУ бьют просто большими мощными снарядами калибра 155 мм или ракетами Himars – бьют куда попало.
А в снарядах GLSDB уже навесят на взрыватель, на головную часть такого же боеприпаса систему корректирования и управления – и снаряд будет стрелять в разы точнее, лучше. Боеприпас тот же, пушка и РСЗО те же, а эффект больше.
Поэтому мы и говорим, что вот такие подачки, которые делают США для ВСУ, для нас головная боль. Сейчас нам нужно вычислять, где вражеские гаубицы будут находиться, где будут храниться такие боеприпасы. Необходимо усиливать средства разведки, тратить на это силы, средства и время.
Будем надеяться, что американцы не отдают ВСУ свои самые последние разработки. Все-таки они ведь могут попасть к нам в руки, мы их разберем, поймем на каких частотах работают и сможем оказать эффективное противодействие. Американцы и весь Запад этого боятся. В принципе, и мы этого опасаемся, поэтому дозированно используем свои новые военные разработки и технику.
– Как этим снарядам противодействовать? Что Россия может им противопоставить?
– Важно отслеживать логистику движения этих боеприпасов – с какой стороны границы их доставлять будут. Снаряды придут из Румынии на территорию Львовской области или их перевезут с Польши через погранпереходы.
Мы будем отслеживать, на каком арсенальном складе они будут готовиться к передаче в действующие части ВСУ, чтобы нанести удар нашими «Кинжалами» (российские гиперзвуковые авиационные ракетные комплексы).
Необходимо будет также наносить удары по точкам, где снаряды передаются и перегружаются с транспортных машин на заряжающую или пусковую машину, уничтожать боеприпасы в процессе подачи к гаубицам или системам залпового огня.
Конечно, будем бить и по самим целям – по гаубицам М777 или по РСЗО Himars. Их больше нужно отслеживать, чтобы убрать, снизить внезапность ударов по нашим войскам.
Безусловно, сейчас мы будем работать над подключением средств радиоэлектронной разведки и противодействия (РЭП), которые будут направлены на «погашение космической связи» американских спутников хотя бы на ограниченной территории, прилегающей к нам.
От координации получения сигнала из космоса напрямую зависит работа таких умных снарядов. Обычно для поддержания хорошей связи используются минимум 2-3 спутника. Если хотя бы два из них будут работать с перебоями, уже точностные характеристики потеряются, и противник не получит точный прицел для этого снаряда.
Еще один момент – это маскировка и противодействие диверсионно-разведывательным группам, которые добывают информацию и передают в подразделения и соединения ВСУ, которые планирует нанесения ударов по нашей территории и войскам.