Владимир Попов: Новый однодвигательный истребитель Checkmate создает задел для работы на многие годы вперед
На полях МАКС-2021 в Жуковском прошла презентация новейшего легкого тактического самолета (ЛТС) компании «Сухой», который может получить наименование Су-75. Торговое название истребителя для глобального рынка – Checkmate. Сначала машина была представлена президенту РФ Владимиру Путину, а затем и широкой публике.
Как рассказал генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, Checkmate – это многофункциональная платформа нового поколения, которую отличают возможность адаптации под потребности конкретного заказчика, невысокая стоимость эксплуатации и широкие боевые возможности.
Член Экспертного совета «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, доцент Владимир Попов в интервью Pravda.Ru рассказал, что в большой глобальной войне с серьезным противником на первый план выходит количественно-качественное состояние авиационной техники, истребительной авиации.
«Однодвигательные самолеты, которые массово использовались в годы Великой Отечественной войны и обеспечили СССР в ней победу, дешевле в производстве на 25-30%, может быть, на 40% по сравнению с двухдвигательными самолетами. Это является большим плюсом, когда надо перейти на массовое производство большого количества истребителей в военное время или в угрожаемый период, чтобы предотвратить или встретить большую горячую войну достойно.
Один двигатель по мощности может даже превосходить два двигателя вместе взятых. При этом сам самолет легче тяжелых истребителей типа Су-30СМ и более управляем. Боевой потенциал – ракеты, бомбы, снаряды – будет, безусловно, ограничен, но для многофункционального большого боекомлекта у нас есть самолеты типа Су-30СМ, Су-34, которые могут на себя навешать и поднять в воздух 6-7 тонн ракет, бомб и грузов.
Новый истребитель создает задел для работы на многие годы вперед, обеспечивает ВПК заказами, дает возможность продавать истребители на экспорт и пополнять валютные резервы России. Я думаю, с удовольствием Китай посмотрит на него, обратит внимание Индия, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка. Не исключено, что некоторые европейские страны, африканский континент, особенно Северная Африка, тоже задумаются. Цена-качество российских самолетов и вертолетов, воздушных судов – и боевых, и гражданских – является главным нашим преимуществом. Надежность, неприхотливость, эксплуатационная простота использования истребителей превалирует над другими аналогичными зарубежными моделями.
Что касается вопроса, почему Россия не переходит на массовое производство Су-57, то в этом нет острой необходимости, поскольку у ВКС РФ хорошая линейка предыдущих самолетов – Су-30СМ, Су-32, Су-34, Су-35, МиГ-35, на базе МиГ-29 сделан МиГ-29КУБ. Эти машины поколений 4+, 4++ близки по показателям боевой эффективности к самолетам пятого поколения.
Зачем нам «надрывать пупок» российской экономики ради показухи, когда мы можем достойно ответить этими самолетами на любой современный вызов со стороны стран противника. В 2022-2023 году 76-78 единиц Су-57, то есть три авиационных полнокровных полка, будут летать и этого достаточно. Мы будем переучивать летный состав, морально-психологически готовить инженеров, обеспечивающих наземные подразделения, плавно переходя от самолетов 4+, 4++ поколения к самолетам пятого поколения.
Могу добавить, что американцы погнались за производством самолетов пятого поколения. Произвели 200 самолетов F-22 Raptor, но сегодня они на 60-75% стоят на приколе. И F-35 – самый дорогой истребитель в мире, также находится в основном на стоянках, хотя их сделали тоже очень много и пытаются продавать, но не идет, потому что цена-качество не соответствует действительности. И поэтому США взяли пример с России и восстанавливают свои самолеты F-15, F-16 глубоко модернизируют. Мы еще раз убедились, что на сегодняшний день все делаем правильно», – сказал Владимир Попов.