Ушел из жизни член Совета мужества и отваги «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», генерал-майор авиации Сергей Крамаренко
21 мая в возрасте 97 лет после продолжительной болезни ушел из жизни участник Великой Отечественной и Корейской войн, член Совета мужества и отваги «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко. Он являлся последним живущим Героем Советского Союза, получившим это звание за Корейскую войну.
По данным «Общественной службы новостей», Сергей Крамаренко проходил лечение от коронавируса в московском госпитале ветеранов, был выписан, но спустя несколько дней скончался дома от осложнений, которые болезнь дала на внутренние органы.
«Буквально вчера общались с ним, вроде дело шло на поправку, а сегодня – такие трагические известия. Сергей Макарович был легендарным человеком, и это большое горе, для всех, кто его знал. Он один из тех, кто сделал великой историю нашей страны», – рассказал главный редактор «Ветеранских вестей», член Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ» Вячеслав Калинин.
«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» выражают искренние соболезнования семье и близким Сергея Макаровича.
Сергей Крамаренко родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка Сумской области. Окончив 10 классов школы с золотой медалью в 1940 году поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, а также приступил к занятиям в Дзержинском районном аэроклубе города Москвы.
В марте 1941 года был призван в армию, окончил Борисоглебское военное авиационное училище летчиков в июле 1942 года, после чего был направлен в 1-й запасной истребительный авиационный полк.
За плечами Сергея Макаровича большой фронтовой путь от Сталинграда до Берлина. На его протяжении Герой Советского Союза не раз встречался со смертью лицом к лицу. Во время битвы на Курской Дуге из Москвы пришел приказ – откомандировать из дивизии в Москву, в формирующийся полк асов, лучшего летчика.
Сначала выбор пал на командира эскадрильи. Но командир дивизии стал протестовать: так у меня полк без ведущих останется. Было принято решение послать молодого, но опытного летчика. Командование выбрало Сергея Макаровича, тогда уже получившего звание младшего лейтенанта. Выдали документы и отправили в расположение 19-го Краснознаменного полка. Эта часть формировалась по личному приказу командующего ВВС Новикова для свободной охоты. Полк должен был бороться с немецкими асами за превосходство в воздухе.
Командовать новым полком доверили Льву Шестакову. Это был один из самых известных командиров советских ВВС, сформировавший в годы войны два лучших истребительных полка. Обучал он пилотов, не как свободных охотников, а как подразделение, которое должно воевать в крупных сражениях. Лётчики должны были воевать группами по эскадрильям. Минимум, звеньями, не парой. Главным упором был бой за высоту. Когда полк или группа летчиков встречается с немцами, то она должна сначала добиваться превосходства в высоте.
Установка была четкая – сначала должны набирать высоту, а потом уже уничтожать немецкие самолеты. Это была тактика легендарного Александра Покрышкина.
Во время боев в районе города Проскуров на Украине 19 марта 1944 года летчик был сбит немецким истребителем и попал в плен. Самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, сильно тряхнуло на одном из виражей. Он почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя из моторного отсека перекинулось в кабину, обожгло лицо. Сергей Макарович каким-то чудом сумел открыть кабину и выпрыгнуть. Очнулся на земле, когда его уже обыскивали немцы. На машине его отвезли в немецкий штаб на допрос, предварительно кое-как перевязав раны на ногах.
«Сначала они меня приняли за танкиста – я так обгорел, как обычно обгорали танкисты. И какая форма на мне была, понять было невозможно. Я сказал немцам, что я летчик. Тут же прозвучал приговор – расстрелять! Меня отвели к той же машине, но она, на мое счастье, не хотела заводиться. В то время, как водитель пытался ее починить, в штаб подъехало какое-то начальство. Ко мне подошел офицер в «серебряных» погонах – видимо, генерал. Спросил: «Кто ты?». Я опять ответил – летчик. Он немного подумал, и велел везти меня в госпиталь», – вспоминал Сергей Макарович.
Через неделю его освободили вошедшие в Проскуров советские войска. После этого Крамаренко переболел сыпным тифом и воспалением легких, лишь в сентябре был вновь допущен к летной работе.
Последний воздушный бой летчика в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.
«Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до конца 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые летчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники», – рассказывал Крамаренко.
Плен аукнулся Сергею Макаровичу перед командировкой в Корею, когда у «органов» вдруг возник запоздалый вопрос, как все-таки он попал в руки врагов. И не быть бы ему через год Героем Советского Союза, если бы не тогдашний командующий ВВС Московского военного округа генерал Василий Сталин, рубанувший с плеча: «Не морочьте мне голову – за шесть дней этот летчик немцем никак не мог стать».
А Корея – особая статья в судьбе Крамаренко. Там его летное и боевое мастерство достигло совершенства.
С апреля 1951 года в составе 176-го гвардейского истребительного полка дивизии Ивана Кожедуба он участвовал в боевых действиях против американских самолетов. Наши МиГи базировались на аэродроме Аньдун, а пилотировавшие их летчики официально числились китайскими добровольцами.
Первый воздушный бой между советскими и американскими самолетами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских «Мустанга». В результате боя были сбиты два «Мустанга», у наших ВВС потерь не было. Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством. Господство американской авиации в корейском небе закончилось.
Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 «Сейбр» («Сабля»).
«Мы учились воевать с «Сейбрами» по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили», – вспоминал Сергей Крамаренко.
В одном из боев Сергей Макарович «простил» австралийского летчика. «Глостер Метеором», по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный пилот. И советский летчик решил его не сбивать. Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолет был сбит противником, и советскому летчику пришлось катапультироваться. «Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных пулеметов, но мне повезло – ни одной царапины», – вспоминал ветеран.
За десять месяцев участия в боевых действиях в Корее летчики дивизии под командованием полковника И.Н. Кожедуба сбили 215 самолетов противника, потеряв своих 10 пилотов и 23 самолета.
Главным в этих событиях Крамаренко считает то, что наши летчики нанесли существенный урон стратегической авиации США, чем спасли тысячи мирных корейских жителей.
Сам Крамаренко в Корее был командиром эскадрильи с декабря 1951 года. За 11 месяцев боев (до февраля 1952 года) капитан Крамаренко совершил 104 боевых вылета, провел 42 воздушных боя, одержал 13 личных побед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года гвардии капитану Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза.
После возвращения на Родину Сергей Макарович продолжил службу в рядах авиации. В отставку вышел в 1981 году, будучи генерал-майором.
Жил в Москве. Являлся заместителем председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Награжден медалями «Золотая Звезда» Героя СССР и «За боевые заслуги», а также орденом Ленина. Имеет два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.