События и мнения

Игорь Шевчук: Защита от терроризма в России должна строиться на предотвращении возможных терактов

В России ежегодно 3 сентября отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. В этот день россияне с горечью вспоминают людей, погибших от рук террористов, а также отдают дань памяти сотрудникам силовых ведомств, которые погибли во время выполнения служебного долга.

Эта дата установлена после трагических событий в Беслане. 15 лет назад заложниками бандитов, ворвавшихся в школу, оказались более тысячи человек. Всех, кто был на праздничной линейке 1 сентября 2004 года, они выстрелами загнали в школьный спортзал. Людей держали три дня без еды и воды в начиненном взрывчаткой помещении. Трагедия унесла жизни более 300 человек, в основном – дети и женщины. События потрясли весь мир.

Член Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», ветеран антитеррористического спецподразделения «Альфа», участник штурма школы №1 в Беслане, майор запаса Игорь Шевчук считает, что вероятность повторения в России такого террористического акта сегодня крайне мала, поскольку в сегодня проводится системная работа по противодействию терроризму. Однако это не отменяет необходимости быть готовыми к повторению трагедии Беслана в любой момент.

«Школа – это не укрепленная крепость, мы все это прекрасно понимаем. И при желании можно захватить – не дай Бог, конечно, – любой объект социальной инфраструктуры. К сожалению, это так», – признал Шевчук.

При этом, по мнению ветерана «Альфы», защита от терроризма в России должна, прежде всего, строиться на предотвращении возможных терактов. Сегодня такая работа ведется, отметил Шевчук. Периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что была обезврежена очередная ячейка террористов, отражают лишь часть подобных мероприятий.

«Это комплексная превентивная работа оперативных органов. Что-то озвучивается по раскрытию таких ячеек, что-то не озвучивается. Подобные меры продиктованы оперативно-следственными интересами российских спецслужб», – пояснил он.

Начали штурм школы в Беслане с колес

Штурм школы в Беслане для Игоря Шевчука и его сослуживцев стал одним из самых сложных боевых заданий за все время службы: речь шла о спасении сотен людей, большая часть из которых – дети.

«Конечно, мы готовились к штурму. Мы понимали, что террористы не собираются вести никаких переговоров, что у них самые злостные намерения. Поэтому мы планировали операцию», – вспоминает ветеран спецназа.

Однако решающая операция по освобождению заложников началась внезапно из-за произошедших днем 3 сентября двух взрывов подряд и частичного обрушения крыши.

«К сожалению, произошел подрыв зала, его не ожидали. И мы начали штурм, что называется, с колес – фактически без основной подготовки. Все мы бросились туда», – рассказывает Шевчук.

Операция осложнялась еще и тем, что большая часть пути до школы простреливалась боевиками – укрытий почти не было.

«Даже когда мы еще до штурма выдвигались на рекогносцировку, нашу группу обстреливали из пулемета – хорошо, что никого не задели. Хотя мы и выдвигались очень скрытно и осторожно, но у них по периметру школы: на окнах, на чердаках – были свои наблюдатели. Они 360 градусов вокруг просматривали 24 часа в сутки», – пояснил ветеран «Альфы».

Задачей Шевчука было находиться на бронетехнике, чтобы корректировать огонь, а также обеспечивать безопасность родственников заложников, которые пытались прорваться в школу к своим близким, увеличив таким образом число захваченных и потенциальных жертв теракта.

«Идет непрерывная, беспорядочная стрельба, и люди, которые снуют вокруг – я понимаю прекрасно их состояние, – сами могли стать жертвами», – рассказал он.

Ни оправдания террористам, ни облегчения этой боли не будет

В тот день 3 сентября 2004 года Игорь Шевчук и сам едва не погиб.

«Я находился у угла школы, как раз где был спортзал, и там же стояли носилки. Прямо на моих глазах пуля вылетает откуда-то из спортзала, пробивает ручку носилок и задевает плечо местного жителя, который стоял рядом», – вспоминает Шевчук.

К счастью, тот осетинец получил не угрожающее жизни ранение. Но многие десятки детей и взрослых, а также десять спецназовцев, включая боевых товарищей Игоря Шевчука, в тот день были убиты террористами. Свои ощущения после окончания штурма он описывает только одним словом – опустошение. 814 человек были спасены. Но 147 детей и 186 взрослых при этом погибли.

«Это огромная трагедия в истории нашей великой страны, это личная трагедия для меня. Наш Центр специального назначения потерял 10 человек, погибло очень много детей, много невинных людей – непонятно совершенно за что. Это дикая история абсолютно. Сколько бы лет ни прошло, ни оправдания террористам, ни облегчения этой боли не будет», – подытожил Игорь Шевчук.

Поделиться
СОБЫТИЯ и МНЕНИЯАрхив

Александр Михайлов: Выявление потенциальных террористов – непростой процесс, требующий особого внимания спецслужб

В Калужской области сотрудники ФСБ задержали 48-летнего россиянина, который по заданию украинских…

Тимур Сыртланов о провальной попытке ГУР Украины завербовать русского летчика: у противника не было вариантов

ФСБ России сорвала операцию украинской военной разведки по угону вертолета радиоэлектронной борьбы…

Левон Арзанов: Приход к власти Трампа принципиально ничего не изменит в отношениях России и США

Кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, набравший больше всего голосов выборщиков, одержал…

Василий Дандыкин: Искусственный интеллект не заменит реального командира на поле боя

Китайские ученые разработали искусственный интеллект (ИИ), способный имитировать поведение командиров. По сообщению…

Сергей Липовой: Предложение Зеленского «не бить по энергетике друг друга» – это агония крысы, которую загнали в угол

Владимир Зеленский предложил сделать первый шаг к снижению накала конфликта и перестать…

Юрий Кнутов: Гонка в сфере создания новейших беспилотников развернута серьезная, но России есть, чем ответить

Ночью 10 октября пригород Майкопа подвергся налету дронов Вооруженных сил Украины. Обошлось…

МЕРОПРИЯТИЯАрхив
НОВОСТИАрхив
Советы
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ
Журнал «Офицеры»