Александр Перенджиев: Партнерами Организации договора о коллективной безопасности могут стать несколько стран
Президент России Владимир Путин ратифицировал протоколы, изменяющие устав и правовой статус Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Один из протоколов был подписан президентами России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в 2018 году в Астане и предусматривает, что в состав Совета коллективной безопасности входят главы государств ОДКБ либо главы правительств, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Совета коллективной безопасности.
Другой протокол вносит изменения в устав, которые предусматривают получение статуса наблюдателя при ОДКБ государствами, не являющимися членами ОДКБ, и международными организациями, заинтересованными в изучении открытой нормативной правовой базы, опыта и практики деятельности ОДКБ без принятия обязательств об участии в ее практических мероприятиях.
Кроме того, согласно протоколу, государства, не являющиеся членами ОДКБ, и международные организации, разделяющие ее цели и принципы, желающие установить и развивать с Организацией отношения взаимовыгодного сотрудничества с принятием обязательств об участии в практических мероприятиях, могут получить статус партнера.
Член Экспертного совета «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», кандидат политических наук, подполковник запаса Александр Перенджиев рассказал, кто может стать партнером ОДКБ.
«Я хотел бы обратить внимание, что партнер ОДКБ – это не член ОДКБ и даже не наблюдатель, это совсем другой статус. Фактически речь идет о государстве, которое хотело бы сотрудничать с ОДКБ, но в то же время не быть ее членом. Отсутствие этого статуса во многом некоторых членов ОДКБ потеряли. Например, Узбекистан. Он то входил в ОДКБ, то не входил, и, в конечном счете, осуществляет сотрудничество с организацией, но не на правах члена.
Такой статус был выгодным для многих государств. Именно Узбекистан должен стоять первым в очереди на такой статус. Тем более, что в 2019 году южная страна участвует в совместных учениях с РФ.
Этот статус не сделан для одного Узбекистана. Есть и другие государства на постсоветском пространстве, которые могли бы получить такой статус, например, Монголия, Туркменистан и даже варианты несколько сенсационные – Саудовская Аравия или Турция.
Кроме того, важным представляется то, что партнер ОДКБ не должен иметь военного конфликта с другими странами – членами договора. В настоящее время статуса партнера еще никто не прибрел, но есть надежда, что это будет развиваться», – подытожил Александр Перенджиев.