Евгений Черняев: Операция по консервации затонувшей подводной лодки «Комсомолец» была уникальной
30 лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» – гордость Военно-морского флота СССР, рекордсмен по глубине погружения (более 1000 м). В боевом походе на субмарине из-за пожара возникла аварийная ситуация. На момент аварии на борту находились 69 человек. В результате катастрофы 42 человека погибли, 27 – выжили.
Сегодня атомная подводная лодка «Комсомолец» в законсервированном состоянии находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров.
Как проходили работы по обнаружению и консервации субмарины, рассказал командир глубоководного подводного аппарата «МИР», Герой России, член Совета мужества и отваги «ОФИЦЕРОВ РОССИИ» Евгений Черняев. Спустившись на глубоководном аппарате, он первым обнаружил подлодку на дне Норвежского моря, а затем в течение нескольких лет в составе экспедиции исследовал субмарину, выполнял работы по герметизации частей ее корпуса, проводил мониторинг экологической обстановки на месте гибели АПЛ. За работы на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» Евгений Черняев награжден орденом Мужества.
– Научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты для океанологических исследований и спасательных работ «МИР-1» и МИР-2» могли погружаться на глубину до шести километров, – рассказал Евгений Сергеевич. – Когда произошла авария, наша команда проводила исследования в южной части Атлантического океана, и потому мы шли к месту трагедии больше недели.
Первая задача была – определить координаты, произвести фото- и видеосъемку подлодки на дне, что мы и сделали.
Сначала планировалось поднимать «Комсомолец» со дна моря. Чтобы зубья захвата зашли свободно под лодку, надо было выяснить плотность грунта, и какие обломки рядом с корпусом лодки могут помешать. Параллельно обследовали повреждения на подлодке совместно со специалистами ЦКБ «Рубин» и МЧС России. С участием Института атомной энергии имени И.В. Курчатова и ЦНИИ имени А.Н. Крылова проводили мониторинг радиационной обстановки вокруг АПЛ. Этим наша команда занималась несколько экспедиций.
Через три года работы обнаружили трещины в корпусе и поняли, что поднимать подлодку нецелесообразно. Еще четыре года мы продолжали погружения: специалисты думали, как ее законсервировать на дне. Моделировались различные ситуации при разных типах консервации. Было принято решение: закрыть все отверстия и повреждения в подводной лодке специальными титановыми заглушками и мягкими «пластырями», чтобы перекрыть свободный проток морской воды. Экспедиция 1996 года была посвящена консервации лодки. И еще в двух экспедициях мы проверили состояние установленных заглушек и уровень радиации около АПЛ.
На месте гибели «Комсомольца» наша команда работала девять лет. Всего было выполнено около 100 погружений. Последний раз я там был в 2007 году.
С помощью наших глубоководных аппаратов «МИР-1» и «МИР-2» была произведена уникальная операция по консервации носовой части лодки. Подобные работы никто в мире не производил ни до нас, ни после.