Проверка безопасности образовательных организаций Москвы
По инициативе Комиссии по общественной безопасности ОП РФ и Координационного совета негосударственной сферы безопасности (НСБ) в преддверии начала учебного года были проведены комиссионные проверки общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений Москвы на предмет общественного контроля обеспечения безопасности.
В состав проверочной комиссии вошли представители Общественной палаты России, ГУ МВД России по г. Москве, Департамента образования Москвы, рабочей группы Координационного совета по комплексной безопасности Департамента образования Москвы, общественного совета московской полиции, Центра профилактики правонарушений и преступлений Общероссийской организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ», Саморегулирующейся организации Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности», экспертного совета при Комиссии по безопасности Мосгордумы, а также другие эксперты в сфере безопасности.
В ходе проверочных мероприятий анализировался общий уровень обеспечения безопасности образовательных организаций, их антитеррористической защищенности, технической защищенности внешнего и внутреннего периметра, добросовестность и профессионализм охранных организаций, качество оказываемых ими услуг и т.д. Проводились беседы с руководством образовательных и охранных организаций по вопросам совершенствования системы безопасности данных объектов.
Подводя предварительные итоги проверок, председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», председатель Комиссии по общественной безопасности ОП РФ Антон Цветков сказал, что в целом систему обеспечения комплексной безопасности общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений Москвы можно признать отвечающей базовым требованиям безопасности.
«Необходимо отметить, что состояние безопасности оказалось значительно лучше ожидаемого. Вопросы безопасности учреждений образования находятся в зоне постоянного внимания и контроля со стороны правительства Москвы, ГУ МВД России по г. Москве. Значительный вклад в обеспечение безопасности образовательных организаций столицы Межведомственного координационного совета и постоянно действующей рабочей группы по вопросам безопасности Департамента образования Москвы», – сказал Цветков.
По его словам, реализованный в Москве опыт создания саморегулируемой организации (СРО), объединяющей частные охранные предприятия, обеспечивающие безопасность образовательных организаций, заслуживает внимания и внедрения на территории страны. Для информации: из 46 частных охранных предприятий, оказывающих охранные услуги в образовательных организациях Москвы, 43 являются членами СРО. Ежесуточно на посты в образовательных организациях заступает порядка 4,8 тыс. сотрудников охранных предприятий. Всего же в данной сфере задействованы около 12 тыс. человек.
Вышеуказанным структурам, несмотря на достаточно ограниченные бюджетные возможности, удается поддерживать качественный уровень обеспечения безопасности и контроля за деятельность охранных предприятий, оказывающих услуги в данной сфере.
Также комиссия в ходе проверочных мероприятий оценивала инфраструктуру образовательных организаций. В числе лучших по этому показателю можно отметить школы и детские сады ЦАО и ЮВАО.
К положительным моментам можно отнести следующие:
– контрольно-пропускной режим в большинстве организаций образования обеспечивается на должном уровне и в соответствии с действующими требованиями к организации безопасности;
– сотрудники охранных организаций на объектах в подавляющем большинстве обладают необходимыми знаниями, в том числе по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– участковые уполномоченные полиции и сотрудники службы ПДН, закрепленные за учреждением образования, находятся в тесном взаимодействии с представителями охранных предприятий;
– в большинстве образовательных организаций Москвы была проведена проверка действий полиции и частных охранных предприятий в случае использования кнопки экстренного вызова. Все проверенные комплексы тревожной сигнализации и вызова вневедомственной охраны находятся в исправном состоянии. Наряды вневедомственной охраны и территориальных подразделений полиции ГУ МВД России по г. Москве прибывали по вызову в рамках установленных нормативов (в среднем время прибытия составляло 5-10 минут), за редким исключением, когда время ожидания составляло 15-20 минут. Группы быстрого реагирования (ГБР) частных охранных предприятий также укладывались в действующие нормативы, прибывая в течение 20 минут. При этом ГБР охранных предприятий имеют при себе необходимое для ликвидации и предотвращения чрезвычайных происшествий оборудование (индивидуальные средства защиты, шанцевый инструмент, средства для спасения жизни и здоровья людей и др.)
– рабочая группа Координационного совета по безопасности Департамента образования Москвы и СРО проводят активные профилактические мероприятия по предотвращению употребления алкоголя и наркотических веществ сотрудниками охранных организаций;
– условиями государственного контракта на защиту материального имущества и осуществление внутриобъектового и пропускного режимов предусмотрены штрафные санкции за нарушений условий контракта (размер штрафов от 10 до 50 тысяч) самовольное оставление поста, алкогольное опьянение, отсутствие личных документов и т.д.
Вместе с тем проверочные мероприятия и анализ полученной информации в рамках общественного контроля показали, что целый ряд вопросов по линии организации и обеспечения безопасности образовательных организаций требует совершенствования и оптимизации. В целях повышения уровня безопасности образовательных организаций выработаны следующие рекомендации:
1. Рассмотреть возможность формирования и утверждения единого стандарт обеспечения безопасности школьных и дошкольных учреждений в соответствии с современными вызовами и угрозами, а также с учетом специфики конкретного региона. Также по возможности провести мониторинг всех образовательных организаций на предмет соответствия этим требованиям и для разработки программы по доведению их до утвержденного стандарта.
2. На основании многочисленных просьб руководства образовательных организаций считаем необходимым увеличить количество средств видеонаблюдения и оборудовать все объекты системами контроля и управления доступом (например, турникеты). На входные группы в ограждении и здании образовательных организаций установить видеодомофоны.
3. Периметры образовательных организаций должны быть закрыты во время проведения занятий.
4. Первые этажи периметров зданий образовательных организаций необходимо оборудовать охранной сигнализацией.
5. Около въездных ворот ограждений образовательных учреждений целесообразно устанавливать знак, разрешающий остановку транспортных средств для высадки пассажиров, но запрещающий стоянку. Управления ГИБДД Москвы и Департаменту транспорта Москвы необходимо провести мониторинг и анализ необходимости установки этого и других знаков на прилегающей к образовательным организациям территории (например, знак «Осторожно – дети!» и т.д.)
6. Рекомендуем исключить из обязательных условий наличие огнестрельного оружия у приезжающих по нажатию кнопки экстренного вызова групп быстрого реагирования (ГБР) охранных предприятий, обеспечивающих безопасность образовательных организаций.
7. Важно провести анализ и сверку действующих нормативных актов по линии антитеррористической и противопожарной безопасности на предмет противоречий с целью их последующего устранения. В качестве примера можно привести решетки на первых этажах образовательных учреждений: в соответствиями с требования антитеррора они необходимы, а противопожарная безопасность, наоборот, запрещает их установку.
8. Предусмотреть в рамках государственного контракта индексирование с учетом инфляции стоимости оказания охранных услуг образовательным учреждениям.
9. В Общественной палате РФ организовать и провести круглый стол по вопросам ценообразования охранных услуг, оказываемых в городе Москве и других регионах РФ в рамках государственных контрактов.