Слушания по безопасности полетов в гражданской авиации
22 июля в Общественной палате прошли слушания по проблемам безопасности полетов в гражданской авиации. Организатором выступила Комиссия ОП по общественной безопасности. Модератор – председатель Комиссии, председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ» Антон Цветков.
Мероприятие собрало более чем представительное экспертное сообщество. Авторитет большинства участников, причем, не только в рамках отрасли, и в обществе в целом, чрезвычайно высок: эти люди посвятили авиации десятилетия жизни, прошли все ступени профессионального роста. Многие из них занимали и сейчас занимают ответственные руководящие посты федерального уровня. В их числе были представители Межгосударственного авиационного комитета, Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, летно-исследовательского института имени М.М. Громова, Общественного совета Ространснадзора, профсоюзов летного состава России, члены Общественной палаты и эксперты.
Слушания длились почти четыре часа. Несмотря на регламент каждому участнику было предоставлено слово, и мероприятие не закончилось, пока не выступили все желающие. Говорили обо всех составляющих авиационной безопасности – и о технике, и о профессионализме людей, ее эксплуатирующих. Причем если остроту проблем, связанных со старыми и контрафактными деталями в последние годы удалось более или менее снизить, то ситуация с профподготовкой, условиями труда пилотов, возрастом и изношенностью авиасудов остается напряженной. Многие компании, в прямом смысле слова, эксплуатируют пилотов на износ, количество часов налета зашкаливает. Создаются такие условия, когда люди получают большие премиальные, только лишь работая на грани возможностей человеческого организма. Естественно, ни о какой безопасности в таких случаях речи идти не может. Есть случаи, когда пилоты засыпают за штурвалом, не говоря уже о том, что в экстренной ситуации в таком состоянии им тяжело оперативно принимать грамотные решения. Есть проблема и с подготовкой пилотов, слабо поставлен процесс повышения квалификации, в том числе по действиям в экстремальных ситуациях.
В ходе слушаний четко обозначилось принципиальное недопонимание, если не сказать жестче – конфронтация, по ряду принципиальных вопросов между экспертами и ветеранами отрасли, представляющими различные общественные объединения, и руководством департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России. Такая ситуация не способствует конструктивному диалогу, а значит и решению существующих проблем.
По итогам слушаний было принято решение создать рабочую группу, которая выработает перечень первостепенных мер в сфере повышения безопасности пассажирских авиаперевозок. «Всем понятно, что решить эту серьезнейшую проблему кавалерийским наскоком не получится. Работа предстоит серьезная и непростая. Но мы к ней готовы. И могу смело сказать, что в эту группу войдут лучшие эксперты страны по авиационной безопасности», – отметил Антон Цветков.