Вышла в свет уникальная книга «Грозный. Особый район»
Вышла в свет книга В.П. Журавеля и А.В. Лебедева «Грозный. Особый район», в которой правдиво и беспристрастно показана хроника действий воинских частей и подразделений федеральных войск по освобождению столицы Чеченской Республики от незаконных вооруженных формирований в декабре 1999 – феврале 2000 года. Период времени, о котором ведется повествование, небольшой – всего 43 дня, но его значение для судьбы современной России трудно переоценить. Публикуем воспоминания помощника заместителя министра – главнокомандующего Внутренними войсками – начальника группы по связям со СМИ (пресс-бюро) ГКВВ МВД России полковника, члена Союза журналистов Москвы Василия Панченкова о событиях тех дней и о том, как создавалась книга.
Зима 1999 года
Заместитель командующего войсками группировки внутренних войск МВД России полковник Валерий Журавель тщательно собирал и скрупулезно записывал многое из того, что в суете дней и тревоге ночей проходило мимо, забывалось и превращалось в ничто. Объем собранных материалов рос, как снежный ком. Через какое-то время из ящика обшарпанного стола они перекочевали в невесть откуда взявшуюся, подозреваю, что принесенную в штабную палатку специально, солдатскую тумбочку, но и там им скоро стало тесно. Хранить все это «богатство» было, в сущности, негде и небезопасно: палатка хоть и большая – на 40 человек, но, говорят, горит всего лишь 40 секунд. Такое вот совпадение.
Когда я, уж и не помню в связи с чем, засобирался «на большую землю», Валерий Петрович аккуратно переложил бумаги в замызганную наволочку, снятую со своей же ватной подушки, собственноручно зашил ее суровой ниткой и попросил меня захватить это подобие посылки с собой. Сделать мне это было нетрудно, так как я летел по «пробитому» маршруту: из Ханкалы вертолетом в Моздок, из Моздока самолетом на аэродром в подмосковный Чкаловский. С учетом разгрузок – загрузок во время попутных посадок, только ночью служебный автобус из долгожданного Чкаловского прямиком доставил меня в главкомат внутренних войск.
Далеко за полночь, глядя на сиротливо прислоненную к стене кабинета наволочку со спасенными от «вермишели» документами, я позвонил по служебному телефону в штаб группировки. Валерий Петрович, видимо, ждал, и я услышал, как на том конце провода он облегченно выдохнул.
Лето-осень 2011 года
Впрочем, весь этот бумажный массив никогда так и не стал бы увесистым книжным томом на более чем 400 страниц, не будь дотошной работы военного журналиста подполковника Александра Лебедева. Имея опыт в работе над книгами, он основательно перелопатил не только привезенную мной десять лет тому назад кипу документов, но еще и внимательно выслушал и записал относящиеся к этому периоду воспоминания десятков очевидцев от генерала до солдата. Порой это делалось по телефону из моего начальственного кабинета, и тогда я имел возможность наблюдать, как под его рукой, зачастую на первых попавшихся бумажных обрывках вкривь и вкось бежали строчки, наговариваемые невидимыми корреспондентами из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и из многих других городов и поселков на огромном пространстве России.
Потом к нам в пресс-службу зачастили ветераны боевых действий: генералы и полковники, но чаще все-таки совершенно незнакомые офицеры и прапорщики. От всех прочих их отличали колодки государственных наград и нашивки за ранения на кителях. Когда этот поток ослаб, посыпались плотные конверты из региональных командований от ещё действующих, а по большей части частные послания от бывших военнослужащих. На рабочем столе у Александра Владимировича постепенно выросла целая гора дисков, фотографий, тетрадочек и отдельных разного цвета и формата не первой свежести листков со схемами, легендами и просто карандашными записями. Дни шли за днями и, несмотря даже на его фантастическую усидчивость, эта гора, как мне, в общем-то, не без основания казалось, и не думала уменьшаться.
Один-два раза в неделю полковник в отставке Журавель и подполковник Лебедев сходились в кабинете, размахивали руками, колготились у компьютера, тут же за столом, отодвинув бумаги, пили, обжигаясь, чай и снова царапали монитор, тыча в него пальцами. И тогда уже я в эти дни, если и не помогал им в их творческих поисках, то взял себе за правило не отвлекать Александра Владимировича на текущую работу. В общей сложности работа над книгой заняла почти 10 лет. И каждый год из этого десятилетия давал все новую, ранее неизвестную информацию, обгощал готовящуюся к изданию книгу новыми деталями, которые порой в корне меняли первоначальный замысел.
Постепенно рождался не просто текст, а вполне соответствующее авторской задумке документальное исследование, позволившее в итоге определить жанр повествования, как «Опыт документальной реконструкции» или, судя по подзаголовку книги, «Хроника действий воинских частей и подразделений федеральных войск в ходе контртеррористической операции по освобождению столицы Чеченской Республики от незаконных вооруженных формирований. Декабрь 1999 – февраль 2000 года».
Зима 2011-2012 годов, наши дни
Десятилетие, разделяющее описываемые события и выход книги, позволило авторам посмотреть на те «горячие дни» как бы со стороны и создать сложное, многоплановое повествование. В книгу включена официальная хроника жизни страны, в том числе заявления президента и правительства Российской Федерации о ситуации в Чеченской Республике и мерах по ее урегулированию. Приведятся мнения известных государственных, политических, военных и общественных деятелей, в том числе депутата Государственной думы РФ в 1999-2002 годах А.Н. Шохина; Полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике в 1999-2001 годах Н.П. Кошмана; министра обороны РФ маршала И.Д. Сергеева; первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковника В.Л. Манилова; известного политолога Н.Н. Нарочницкой; главы РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайса и других. Цитируются выдержки из публикаций в российской прессе.
В этом обилии привлеченного фактического материала авторам было непросто сохранить сквозную тему книги – защита правды об одном из самых драматических моментов проведенной на территории Чеченской Республики контртеррористической операции, противостоянии закона и криминала. Недаром книга начинается с натуралистического описания гибели военного медика софринской бригады внутренних войск майора А.И. Суховея и обстоятельного ответа на задающие тон всему дальнейшему повествованию вопросы: «Почему мы воюем в Чечне?» и «Что делать с Грозным?»
Со своими раздирающими сердце свидетельствами на эти вопросы отвечают главные герои книги – участники боев. Среди них военнослужащий разведроты 506-го гвардейского мотострелкового полка М. Кудрявцев; командующий группировкой внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ Герой России в 1999-2000 годах генерал-лейтенант М.А. Паньков; главнокомандующий внутренними войсками в 1999-2000 годах генерал-полковник В.В. Овчинников; начальник разведки группировки внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ полковник С.С. Джобадзе; командир взвода 21-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск лейтенант С. Коротков; механик-водитель БМП 21 отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск Герой России Е.В. Бушмелев; командующий восточной группировкой особого района г. Грозный Герой России полковник Е.В. Кукарин; командир батальона 33-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск майор Э. Насрединов; командир отряда специального назначения «Скиф» внутренних войск подполковник С.А. Куликов; командующий северной группировкой особого района г. Грозный Герой России полковник И.С. Груднов; командир взвода красноярского ОМОН капитан милиции Н.Гапонов; военнослужащий 12-го отряда специального назначения внутренних войск в 1999-2000 годах рядовой Д. Кузяев и др. Собранные вместе эти воспаленные от въевшейся пороховой копоти взгляды пахарей войны составили написанные по горячим следам событий и заслуживающие полное доверие свидетельские показания.
Авторы прослаивают эти воспоминания фрагментами ежедневных записей командира 21-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск в 1999-2000 годах Героя России полковника Г.Д. Фоменко. Его свидетельства очень объективны, не выражают ничьих корпоративных интересов и потому рассказывают вещи, которые иногда смущают, а порой просто потрясают, так как без обиняков впервые, пожалуй, излагают в этой книге скрытую от чужих глаз непарадную сторону войны.
И полковник, а ныне генерал-майор в запасе Г.Д. Фоменко, и другие действующие в книге лица писали свои дневники, а потом и воспоминания, конечно, не имея в виду широкую читательскую аудиторию. В них они говорят о событиях, совсем не заботясь о том, чтобы как можно рельефнее выделить свою личность. Один из них бывший мой сослуживец полковник в отставке Анатолий Епифанов. По дороге со службы домой я часто встречаю его, немного ссутулившегося против прежнего, в пригородной электричке. В 1999-2000 годах он был заместителем командира софринской бригады внутренних войск Героя России полковника Г.Д. Фоменко.
После выхода книги при первой встрече с Анатолием Афанасьевичем я сказал ему о ней, но оказалось, что он уже знает об этом и даже, по его выражению, «оторвал» два десятка экземпляров для тех немногих уже ветеранов бригады, с кем чалился по развалинам, подвалам и землянкам.
«Многое не вошло. У меня материала еще на две таких книги осталось. Я ведь каждый день лично записывал в журнал боевых действий все, что произошло за сутки. Никому не доверял, все подробно. Я всю бригаду знал по имени и фамилии и могу по памяти рассказать, кто и когда где был и что делал. Если книги останутся, то раздам командирам рот, пусть учатся воевать. Может быть, пригодится», – сказал он, подавая руку на прощание.
***
Книга В. Журавеля и А. Лебедева «Грозный. Особый район» рождалась трудно. Подозреваю, что и жизнь у нее будет не из легких: один не согласится с авторами в главном – так ли уж нужно было брать Грозный и нести такие потери в людях? Другой будет напирать на нередкие в такого рода исследованиях неточности или погрешности. Третий, очень может быть, попытается апеллировать к общественному мнению или даже, упаси Бог, к суду. Но я уверен, что в обойме книг о «чеченском изломе» в современной истории России она по праву должна занять и, безусловно, займет достойное место. Этот состоявшийся исторический источник и одновременно яркий публицистический памятник заставит, я думаю, приглушить всё ещё имеющие место ворчания относительно оправданности или ошибочности действий федеральной российской власти в Чечне.
Фото: Владимир Анисимов, Борис Карпов, Владимир Николайчук, Максим Мармур