Кадетскому образованию в России – 280 лет
В Краснознаменном зале Культурного центра Вооруженных сил РФ 22 ноября состоялся первый официальный Кадетский бал Министерства обороны Российской Федерации, посвященный 280-летию кадетского образования в России.
Новый век возродил традицию проведения таких вечеров, которые даже для «бального» XIX века были особыми. На них учили применять на практике правила этикета, правильно себя вести, а практически учили культуре общения будущую элиту российского общества – кадетов, юнкеров и их сверстниц из гимназий или институтов благородных девиц.
Нынешний бал впервые проходил под эгидой Министерства обороны в рамках реализации ведомственной программы патриотического воспитания молодежи страны. Участниками бала, кроме воспитанников Московского и Тверского суворовских военных училищ, Московского военно-музыкального училища и Пансиона воспитанниц Минобороны РФ, стали курсанты Военного университета, девушки из Детского театра моды и танца «Маргаритки» Культурного центра ВС РФ.
Хозяйкой бала стала руководитель Департамента военного образования Минобороны РФ Екатерина Приезжева, а обязанности хозяина этого необычного торжества взял на себя начальник Главного управления по работе с личным составом ВС РФ генерал-майор Сергей Чварков.
На балу присутствовали и начальник Культурного центра ВС РФ заслуженный работник культуры Иван Чурсин, начальник Пансиона воспитанниц Минобороны РФ Лариса Максимова, директор Московского суворовского военного училища Александр Аглушевич, директор Тверского суворовского военного училища генерал-майор Александр Зубков, директор Московского военно-музыкального суворовского училища Александр Герасимов.
Воспитанники суворовских, нахимовских и кадетских училищ – это наследники лучших русских кадетских традиций, которые идут еще с 18 века. В тоже время, благодаря качественному образованию, перед ребятами открыты самые широкие перспективы.
История России неразрывно связана с историей кадетских корпусов и кадетским образованием. На протяжении нескольких столетий воспитанники таких учебных заведений являют собой цвет нации, составляют славу и гордость русского народа. Великое множество выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры были выпускниками кадетских корпусов и суворовских училищ.
Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший», «несовершеннолетний». В свою очередь, это уменьшительное происходит от «капдет», производного (на гасконском наречии) латинского «капителлум» – маленький капитан, или «маленький глава». Таким образом, более точный смысл в данном случае гласит: маленький или будущий возглавитель. И это весьма символично, пишет «Оружие России».
Во Франции так назывались дети дворян, начинавшие военную службу в низших военных чинах, а также дети выдающихся семей, которых с малолетнего возраста записывали в военные части, а затем уже взрослыми производили в офицерские чины.
Соединение таких детей в роты, а затем в школы и стало зачатком будущих кадетских корпусов, которые в разных странах и в разные эпохи назвались военными гимназиями, кадетскими школами и военными лицеями. В России уже в 15-16 веках также существовали полки, в которых служили дворянские дети.
Эти полки даже принимали участие в качестве вспомогательных частей в военных действиях, и являются прямыми предшественниками русских кадетских корпусов.
Прообраз кадетских учебных заведений был заложен в России во времена Петра Великого. Государь за годы правления основал Школу математических и навигацких наук, а также Инженерную и Артиллерийскую школы. Но только с приходом к власти Анны Иоанновны, племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.
В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год. Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.
Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.
Не потеряло слово «кадет» своего значения и в советское время. В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.
Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил. Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия «суворовские» в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.
Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ, а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России. Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек. Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.
Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями. Время, конечно, не стоит на месте. В методику образования внедряются новейшие научные достижения, новаторские принципы педагогической мысли.
Однако не только инновации делают кадетское образование качественным и престижным. Лишь, помня о прошлом, сохраняя и возрождая традиции, можно уверено смотреть в будущее. Поэтому все, кто связан с кадетским образованием: коллективы этих училищ, педагоги, воспитатели, воспитанники, никак не могли пройти мимо знаковой даты – 280-летия кадетского образования в России.
К этой дате приурочена целая череда мероприятий, проводимых в России в наступившем учебном году. В их числе, открытие музеев, училищ, встречи выпускников и другие мероприятия.