Российские военные в Таджикистане опасаются за свою жизнь
Осуждение российского летчика в Таджикистане взволновало военнослужащих нашей базы в этой стране. Каждый из них может оказаться на скамье подсудимых, пишут «Аргументы.ру».
Арест и осуждение российского летчика Владимира Садовничего и его эстонского коллеги Алексея Руденко к 8,5 года колонии строгого режима вызвали резкую реакцию наших военнослужащих в этой стране.
«Каждый из нас может оказаться на скамье подсудимых. Парадоксально, но никакой защищенности мы не испытываем. Даже с автоматом в руках. Также как и ребята в Киргизии, в Армении, да везде», – говорит офицер 201-ой российской военной базы в Таджикистане.
По его словам, «есть четкий приказ Минобороны, Генштаба – на провокации не поддаваться. Тебя резать будут, а ты не поддавайся на эту провокацию. Если поддашься и останешься жив, то тебя же еще и посадят родным военным судом».
Офицер рассказал «Аргументам.ру», что в город поодиночке ходить запрещено. «Даже служебное оружие мы вынуждены оставлять в части. Только разведка берет с собой ПМ, но из него можно только застрелиться», – говорит он. Также, по его словам, «примерно с весны этого года обстановка в Таджикистане резко обострилась. После активизации исламистов и отказа России оказать помощь правительству страны».
Офицер говорит также, что на «личностном уровне» отношения между местным населением, многие из которых работают на военной базе, и самими военными «прекрасные». «Но на уровне власти, в том же, Курган-Тюбе идет явная антироссийская пропаганда. И чем дальше, тем сильнее».
Военные считают, что основная проблема в том, что во время заключения межправительственных соглашений по размещению баз, никто не закладывает в пункт о полной неприкосновенности военнослужащих в стране пребывания. «У тех же натовцев это идет одним из первых условий», – добавил офицер.
Между тем, как передает сегодня ИТАР-ТАСС, представители гражданского общества Таджикистана обеспокоены ситуацией вокруг своих соотечественников, находящихся на заработках в России. Свою озабоченность они изложили в распространенном здесь письменном обращении к президенту РФ Дмитрию Медведеву и другим руководителям страны.
"Мы крайне обеспокоены сложившейся ситуацией вокруг осуждения летчиков (гражданина РФ Владимира Садовничего и эстонского гражданина Алексея Руденко) и возможным негативным влиянием его результатов на права трудовых мигрантов на территории России",- подчеркивается в обращении.
Таджикские правозащитники призывают власти двух "дружественных государств к еще более глубокому укреплению двусторонних отношений, соблюдению прав и законных интересов граждан обеих стран на территории своих государств и приверженности международным стандартам о правах человека".
В этой связи авторы обращения призывают также президента Таджикистана Эмомали Рахмона и судебные органы республики "принять все необходимые меры для того, чтобы право на справедливое судебное разбирательство Садовничего и Руденко соблюдалось, как этого требуют нормы Конституции, национального права Республики Таджикистан, а также международные обязательства в рамках международного пакта о гражданских и политических правах, участником которого является Таджикистан".
Под обращением поставили подписи руководители более 15 НПО, представители независимых таджикских СМИ, деятелей культуры.
Между тем пресс-центр миграционной службы при правительстве Таджикистана в РФ в специальном заявлении, опубликованном на сайте официального агентства "Ховар", назвал "не соответствующими действительности" утверждения отдельных СМИ о "массовой депортации таджиков из России".
Однако на фоне резкого ухудшения дипломатических отношений между Таджикистаном и РФ в различных точках России стали происходить нападения на обычных таджиков-гастарбайтеров. Жертвой одного из таких нападений в подмосковных Химках стала 50-летняя консьержка Ровзахон Абдулфайзова, пишет газета "Московский комсомолец".
Нападение на женщину-гастарбайтера совершено 11 ноября. Ее жестоко избили двое мужчин прямо на рабочем месте в одном из домов по улице Бабакина.
"Сначала в подъезд зашел наш жилец, а сразу за ним двое высоких незнакомых мне мужчин, – рассказала потерпевшая, которую жильцы на русский манер зовут Розой. – Они стали стучать в окно, просить, чтобы я открыла дверь, потому что домофон якобы не работает. Назвали фамилию жильцов и сказали, что друзья их семьи. Я поверила и открыла".
Ворвавшись в подъезд, мужчины с криками "Пошла отсюда, чурка поганая!" стали избивать Розу. "Они меня били, толкали, я упала и сильно ударилась головой о тумбочку с цветами", – говорит пострадавшая. Когда женщине все же удалось спрятаться в подсобке, мужчины стали швырять ей в дверь все, что попадалось под руку.
Жильцы уверены, что нападение на их дежурную готовилось заранее. "Некоторые личности из нашего подъезда вдруг ее возненавидели и стали гнобить: "Вали к себе домой, тебе здесь делать нечего!", – говорит жительница подъезда Екатерина Козлова. – А буквально за несколько дней до нападения неизвестные позвонили в полицию и сообщили, что якобы наша Роза закладывает в подъезде бомбу".
Однако приехавший по вызову наряд полиции ничего подозрительного не обнаружил.
Жильцы дома говорят, что знают, кто из них организовал это нападение. Однако сама консьержка отказывается писать заявление на ксенофоба в полицию, так как не хочет, чтобы единственный кормилец в семье, у которого больная дочь, попал в тюрьму.