За ошибки следствия правоохранители заплатят из своего кармана
Сенаторы утвердили закон, который заставит следователей и судей расплачиваться за собственные ошибки из своего кармана.
После того как закон вступит в силу, казна получит право взыскивать с правоохранителей деньги, выплаченные государством в качестве компенсации жертвам следственных ошибок.
Как полагают правоведы, теперь необходимо прописать четкие правила, в каких именно случаях казначеи смогут выставлять счет следователю или прокурору, дабы угроза расплаты не висела над добросовестными служителями закона.
Людям свойственно ошибаться. Но в этом правиле есть исключения: людям в мантиях и людям в погонах ошибаться категорически запрещено. Их даже с саперами нельзя сравнить, потому что саперы, как правило, рискуют своей жизнью. А правоохранители – чужой. Цена ошибки обвинителя чья-то сломанная судьба.
Как пишет «Российская газета», каждый год казна выплачивает сотни миллионов рублей жертвам ошибок суда и следствия. Это при том, что человеку, попавшему в жернова правоохраны без вины, крайне сложно добиться реабилитации.
Правоохранительная система с трудом признает свои ошибки, делает это вынужденно, когда, скажем, настоящий преступник объявился и от него не отмахнуться. Или жертва "убийства" вдруг нашлась живой.
Когда человека оправдывают, казна ему выплачивает компенсацию. В будущем чиновники Минфина смогут обращаться с регрессными исками к тем государственным мужам, кто, совершив ошибку, вверг казну в расходы.
Такой порядок прописан в большом пакете антикоррупционных поправок, прошедшем через Госдуму и утвержденном в Совете Федерации. Закон вносит массу новаций, среди них не последнее место занимают регрессные иски. Решение по сути уже принято, однако далеко не все правоведы с восторгом приняли идею бить по карману правоохранителей. Некоторые юристы полагают, что у новации могут быть неприятные побочные эффекты. А что, если правоохранители предпочтут не связываться с преступником, чтобы не рисковать рублем?
Согласно закону казна получит право регрессного иска к судье только если его вина будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Допустим, осудят судью за взятку или вынесение неправосудного решения, ему придется платить и за казенные убытки. Если же просто его решение отменят в вышестоящей инстанции, а подсудимого в итоге оправдают, никаких финансовых последствий для судьи быть не может.
К правоохранителям регрессные иски можно предъявлять и без обвинительных приговоров. Достаточно будет уже того, что компетентное разбирательство выявит их вину. Но здесь есть тонкие моменты: надо разобраться, когда следователь просто не прав, а когда сильно виноват.
Как полагают правоведы, следующим шагом после принятия закона должна стать инструкция, детально прописывающая, когда следователь отвечает рублем за свои промахи. Допустим, если служебная проверка выявит вопиющие нарушения: правоохранитель подтасовывал доказательства, закрывал глаза на очевидные факты, откровенно шил дело, тогда он должен платить. Если же поначалу все указывало на подозреваемого, тому предъявили обвинение, но честно разобрались и отпустили, финансовые риски, по мнению правоведов, должна нести казна. Компенсация в данном случае не убытки казны, а человечный поступок государства.
Председатель Наблюдательного совета Общероссийской общественной организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ», член Президиума Общественного совета г. Москвы прокомментировал порталу «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» это нововведение парламентариев:
– Вводить дополнительную ответственность за ошибки следствия и суда – необходимо, но важно предусмотреть такие механизмы, чтобы это привело к усилению законности действий, а не дополнительным возможностям давления на следствия и суд.
В нашей стране под стражей находятся более 850 тысяч заключенных. И, безусловно, часть из них незаконно привлечена к ответственности, либо приговор был чрезмерно суровым.
Возбуждение на человека уголовного дела, его арест и отбывание наказания в колонии, к сожалению, несет не исправительную или перевоспитательную функцию, а только карательную.
Безусловно, необходимо вводить для правоохранителей дополнительную ответственность, кроме той, что предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Но она должна быть дисциплинарной.
Должны быть созданы реальные механизмы и алгоритм, при которых следователи и судьи, допустившие ошибку, могут лишиться своего места. Это очень важно, поскольку представитель власти, единожды совершивший ошибку, может сломать жизнь другим людям.
Для многих места лишения свободы являются «институтом повышения квалификации» или вовлечением в криминальные сообщества. Также нередки те факты, когда возбуждение уголовного дела инициируется с целью выяснения межличностного или коммерческого спора. Случалось и такое, что следователь или судья не престо допускали ошибку, а закрывали глаза на явные доказательства невиновности подозреваемого, обвиняемого.
Я очень настороженно отношусь к финансовому наказанию правоохранителей. Не исключено, что при введении финансовой ответственности следователь или судья потеряет независимость. На них может быть оказано давление, их могут запугивать, в этом случае также возрастает коррупционная составляющая.