События и мнения

Требуется пять лет, чтобы подготовить «интерполовца» – заявил замминистра МВД

27 сентября исполняется 21 год с того дня, когда Россия присоединилась к Интерполу. За прошедшее время наша страна стала одним из самых активных участников этой авторитетной международной организации, рассказал в интервью «Интерфаксу» статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел Сергей Булавин.

Как сказал замминистра, наша страна вступила в Международную организацию уголовной полиции в 1990 году, на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, которая состоялась в Оттаве. Российскую делегацию на данном мероприятии возглавлял министр внутренних дел СССР. В октябре того же года в структуре МВД приказом министра было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

«С первых дней своего существования НЦБ Интерпола в полном объеме выполняло возложенные на него задачи по обмену информацией и исполнению запросов иностранных и отечественных правоохранительных органов. Российское Бюро стало площадкой и эффективным инструментом, позволяющим правоохранительным органам осуществлять оперативный обмен информацией в круглосуточном режиме с использованием обширных информационных ресурсов, основанных на инновационных технологиях» – сообщил Сергей Булавин.

Он отметил, что в ходе реформирования органов внутренних дел задачи НЦБ Интерпола нашли свое отражение в федеральном законе "О полиции", повысился организационно-правовой статус Бюро, оно вошло в состав центрального аппарата министерства. С учетом значительного объема обрабатываемого материала (около 120 тыс. документов в год), штатная численность Бюро была увеличена с 99 до 104 единиц. Сегодня Национальное центральное бюро Интерпола выполняет международные и межведомственные функции. Это структура МВД, входящая в состав полиции, но при этом работающая в интересах всей правоохранительной системы РФ.

На сегодняшний день, по словам Булавина, российское бюро Интерпола является одним из наиболее активных пользователей информационных ресурсов. В перспективе планируется еще более активно использовать различные базы данных Организации. Этому способствует и стратегия Генерального секретариата в области информационного обеспечения правоохранительных органов стран-членов Интерпола. По различным направлениям борьбы с международной преступностью Организация создает актуальные проекты, которые являются своевременными и востребованными.

«Особый интерес в этой связи представляют проекты и инициативы Организации в сфере борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, торговлей людьми, сексуальной эксплуатацией детей, наркотрафиком, финансовыми преступлениями и другими современными вызовами и угрозами. Заслуживают внимания усилия Интерпола в сфере противодействия коррупции, ставшей серьезным вызовом современному обществу», – подчеркнул статс-секретарь.

Сотрудничество с Европолом также продолжает набирать обороты. Как заявил Булавин, «приоритетной задачей Российского национального контактного пункта в текущем году является третий этап переговорного процесса с Европолом по заключению соглашения о стратегическом и оперативном сотрудничестве».

Замминистра оценил статус российского Бюро в международной системе Интерпола. Бюро, по словам Булавина, является неотъемлемой частью Организации, которое функционирует в системе МВД России, при этом обеспечивая взаимодействие и иных российских правоохранительных органов с зарубежными коллегами и Генеральным секретариатом Интерпола.

«НЦБ наделено полномочиями по осуществлению прямых контактов с аналогичными бюро стран-членов Интерпола, что существенно повышает оперативность взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов» – сказал он.

По мнению замминистра, об авторитете российского Бюро свидетельствует и факт избрания Санкт-Петербурга в качестве места проведения 77-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в октябре 2008 года. «Программа и организация проведения данного форума на самом высоком уровне вызвали положительную реакцию международного полицейского сообщества и позитивно отразились на международном авторитете», – пояснил Булавин.

В целом, Национальное центральное бюро Интерпола – достаточно уникальное подразделение, считает замминистра. Международная составляющая в работе Бюро находится в плоскости решения оперативных задач и заключается, прежде всего, в сопровождении конкретных уголовных дел, дел оперативного учета и проверочных материалов, находящихся в производстве органов внутренних дел, безопасности, следствия и других правоохранительных органов.

Как рассказал Булавин, российское Бюро по каналам Интерпола сотрудничает со всеми 187 странами-членами Организации. Наиболее активно в формате Интерпола мы сотрудничаем с правоохранительными органами Германии, США, Украины, Литвы, Польши, Беларуси и Азербайджана.

«Особое внимание уделяется отбору сотрудников для службы в Бюро, – подчеркнул Сергей Булавин. – К кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, среди которых обязательное высшее образование, как правило, юридическое или техническое (в зависимости от профиля деятельности), знание специфики международного права, уверенное владение хотя бы одним из рабочих языков Интерпола – английским, французским, испанским или арабским».

Замминистра посетовал, что «сегодняшние выпускники высших учебных заведений далеко не в полной мере отвечают этим требованиям. Требуется порядка пяти лет практической деятельности, чтобы подготовить полноценного «интерполовца». Такая подготовка проходит достаточно интенсивно, и далеко не все ее выдерживают. Кроме того, МВД России и Генеральный секретариат Интерпола регулярно проводят курсы повышения квалификации сотрудников НЦБ как во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в Москве, так и на базе штаб-квартиры Организации в Лионе.

Российское Бюро оперативно работает с поступающими в его адрес запросами, пояснил Булавин. Так, в июне 2003 года оно одно из первых подключилось к информационно-коммуникационной системе Интерпола, работающей 24 часа в сутки и семь дней в неделю, что позволяет осуществлять быстрый обмен оперативной информацией между подразделениями НЦБ. Сегодня практически в каждом бюро существуют дежурные службы, работающие круглосуточно.

«В течение суток в Бюро поступает до 300 различных документов как из-за рубежа, так и от подразделений российских правоохранительных органов. Ежегодно обрабатывается свыше 100 тысяч сообщений. Всего же с начала 2011 года в общей сложности обработано более 48 тысяч сообщений. За этими цифрами кроется ежедневная напряженная работа сотрудников Бюро» – заверил статс-секретарь.

Сергей Булавин привел некоторые цифры. «За все время существования российского Бюро широкое использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц, – отметил он. – За этот же период из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников. Установлено 210 пропавших без вести и утративших связь с родственниками. Выдачи и депортации осуществлялись из 63 стран.
С начала 2011 года в других странах было установлено 87 разыскиваемых российской стороной, задержано – 60, выдано или депортировано – 43 человек».

По информации МВД, в настоящее время правоохранительными органами нашей страны по каналам Интерпола разыскивается 1638 обвиняемых и осужденных и 169 пропавших без вести. «На основании запросов российского Бюро Генсекретариатом Интерпола на данный момент издано и действует 519 уведомлений с целью ареста и экстрадиции и 52 уведомления о розыске пропавших без вести. Только в этом году Россия объявила в международный розыск 223 человека», – сказал Булавин.

Он отметил, что наиболее активное взаимодействие в вопросах розыска лиц установлено с правоохранительными органами Германии, Испании, Польши. Среди стран, из которых осуществлялись выдачи, можно назвать: Монако, Венесуэлу, Доминиканскую Республику, Ямайку, Ирак, Йемен, Эквадор, Китай. В этом году впервые состоялись выдачи из Марокко, Норвегии, Сьерра-Леоне, Канады, Таиланда.

Очень сложная и кропотливая работа ведется по розыску пропавших без вести. Более чем за два десятилетия работы российским Бюро с использованием каналов Интерпола за рубежом установлено свыше 200 человек, пропавших без вести.

Как сказал замминистра, российское Бюро Интерпола внесло значительный вклад в борьбу с хищениями и незаконным оборотом предметов, представляющих культурную, историческую или научную ценность. «Всего за годы существования НЦБ Интерпола в России нам удалось вернуть на родину более 250 предметов, представляющих культурную и историческую ценность. Это картины, иконы, документы и другие раритеты.
Хотелось бы особо отметить, что работа по розыску похищенных культурных ценностей никогда не прекращалась. В Генеральном секретариате Интерпола есть единая база данных по похищенным и утраченным культурным ценностям, в которой содержатся подробные описания и фотографии предметов. В этом году на ее учет было поставлено 53 похищенных в России предмета, представляющих культурную и историческую ценность, в 2010 году – 76», – сказал он.

НЦБ Интерпола, по словам Булавина, занимается информационным обеспечением международного розыска автотранспорта. «На сегодняшний день, общее количество транспортных средств, значащихся в розыске на основании запросов российских правоохранительных органов, превышает 311 тысяч.  С начала текущего года в международный розыск по каналам Интерпола было объявлено около 28 тысяч транспортных средств, похищенных в нашей стране.
Всего же на территории иностранных государств в этом году обнаружено 41 транспортное средство, похищенное в нашей стране. В свою очередь, в России обнаружено 276 автомашин. Наибольшее количество автомашин, обнаруженных на территории России, были похищены в Польше, Германии, Болгарии, Италии и Чехии» – заверил статс-секретарь.

Как сообщил Сергей Булавин, сегодня благодаря реализации ряда проектов правоохранительные органы в 50 регионах получили доступ к информационным ресурсам Интерпола через территориальные подразделения НЦБ Интерпола в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации. Причем в 39 территориальных подразделениях такой доступ предоставляется в режиме on-line.

«Кроме того, абонентские пункты для обеспечения удаленного прямого доступа к базам данных Генерального секретариата Интерпола были установлены в Генеральной прокуратуре РФ, ФСБ России, Национальном антитеррористическом комитете, Следственном комитете России и ряде департаментов МВД России. Это позволило за 8 месяцев этого года проверить по учетам Интерпола почти 22 млн. объектов. Практически столько же, сколько за весь 2010 год, включая 8,7 млн. физических лиц, 7,4 млн. документов, удостоверяющих личность, 5,6 млн. транспортных средств» – заключил замминистра.

Поделиться
СОБЫТИЯ и МНЕНИЯАрхив

Александр Михайлов: Выявление потенциальных террористов – непростой процесс, требующий особого внимания спецслужб

В Калужской области сотрудники ФСБ задержали 48-летнего россиянина, который по заданию украинских…

Тимур Сыртланов о провальной попытке ГУР Украины завербовать русского летчика: у противника не было вариантов

ФСБ России сорвала операцию украинской военной разведки по угону вертолета радиоэлектронной борьбы…

Левон Арзанов: Приход к власти Трампа принципиально ничего не изменит в отношениях России и США

Кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, набравший больше всего голосов выборщиков, одержал…

Василий Дандыкин: Искусственный интеллект не заменит реального командира на поле боя

Китайские ученые разработали искусственный интеллект (ИИ), способный имитировать поведение командиров. По сообщению…

Сергей Липовой: Предложение Зеленского «не бить по энергетике друг друга» – это агония крысы, которую загнали в угол

Владимир Зеленский предложил сделать первый шаг к снижению накала конфликта и перестать…

Юрий Кнутов: Гонка в сфере создания новейших беспилотников развернута серьезная, но России есть, чем ответить

Ночью 10 октября пригород Майкопа подвергся налету дронов Вооруженных сил Украины. Обошлось…

МЕРОПРИЯТИЯАрхив
НОВОСТИАрхив
Советы
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ
Журнал «Офицеры»