Российскому вертолету Ми-2 исполнилось пятьдесят лет
Сегодня исполняется ровно полвека с первого полета одного из наиболее массовых легких вертолетов в истории российской авиации – Ми-2.
Пятьдесят лет назад, 22 сентября 1961 года, летчик-испытатель Г.В. Алферов совершил первое висение на В-2 (В-2, Вертолет-2 – первое название Ми-2) у земли и 15-минутный полет на малой скорости. В октябре 1961 года вертолет поступил на совместные государственные испытания, сообщает Aviation Explorer.
Серийно этот вертолет уже не выпускается, хотя эксплуатируется до сих пор, напоминая о богатой истории российского вертолетостроения, свидетелем которой он стал. Так, первоначально наибольшую заинтересованность в создании В-2 проявляли руководители гражданского воздушного флота, но вскоре на проект нового легкого вертолета обратили внимание и военные.
В 1960 году опытное конструкторское бюро Миля получило правительственное задание на разработку этого вертолета в сельскохозяйственном, пассажирском, транспортно-санитарном и учебном вариантах. Проект по созданию новой машины курировал заместитель главного конструктора В.А. Кузнецов. Ведущим конструктором был назначен А.Х. Серман. Далее ведущим конструктором вертолета Ми-2 стал А.А. Бритвин.
После первого полета и испытаний В-2 в 1965 году была построена морская модификация, названная В-2М, которая оснащалась аварийными посадочными баллонетами и предназначалась для эксплуатации на судах рыболовных и китобойных флотилий. Через два года один из опытных В-2 был переоборудован в вариант комфортабельного салона.
Вертолет Ми-2 мог переоборудоваться в пассажирский, связной, транспортный, санитарный, спасательный, патрульный, аэрофотосъемочный, вертолет для ледовой разведки, сельскохозяйственный вариант и учебно-тренировочной с двойным управлением.
Эти вертолеты успешно применялись как в гражданских, так и в военных целях, составляя долгие годы основу легкой винтокрылой авиации в Аэрофлоте и Вооруженных Силах РФ.
На Ми-2 российские спортсмены с 1978 года и по сегодняшний день побеждают на чемпионатах мира по вертолетному спорту, включая и чемпионат 1999 года, когда было завоевано 14 комплектов медалей из 18 возможных.
Существуют поисково-спасательный и полярный варианты – на них установлено радиотехническое и навигационное оборудование для работы в сложных метеоусловиях. Специально для спецслужб был создан патрульный вариант, который использовался для контроля границ.
В морской авиации Ми-2 применялся на ледоколах для разведки ледовой обстановки, а также для связи между кораблями. Также на базе Ми-2 были созданы вертолеты огневой поддержки и вертолеты палубного базирования.
В некоторых странах Ми-2 со специальным оборудованием использовался для контроля дорожного движения. В Болгарии Ми-2, оснащенные радиолокационным оборудованием, применялись для контроля загрязнения акватории Черного моря.
Ми-2 участвовал во многих вооруженных конфликтах. В 1986 году несколько машин Ми-2 участвовали в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС