Чиновники продолжают заказывать люксовые автомобили за счет бюджета
Зачем психиатрической клинике внедорожник, а Ространсмониторингу спортивный седан BMW GT
ФАС намерена разработать правила для госзакупок чиновниками автомобилей, в которых будут установлены ограничения к закупаемым машинам как по цене, так и по комплектации. А пока вопрос обсуждается, госслужащие продолжают заказывать люксовые автомобили за счет бюджета. РБК daily проанализировала заказы госструктур на покупку автомобилей только за последнюю неделю, и обнаружила среди них весьма любопытные.
На прошлой неделе СМИ писали о желании Следственного комитета России (СКР) закупить Audi A8 в роскошной комплектации за 5,3 млн руб. СКР снизил стоимость авто до 4,5 млн, исключив из заказа такие опции, как массаж, вентиляция сидений и DVD-проигрыватели.
Но этот факт не остановил Генпрокуратуру, которая 15 августа разместила заказ на закупку Mersedes-Benz за 5,4 млн руб., причем модельный год закупаемого авто должен быть уже 2012-й. Машина прокурорам понадобилась опять же с вентилируемыми сиденьями, стеклянным люком с электроприводом и отделкой деревом ореха.
Генпрокуратуру не смутил и тот факт, что скандальное уголовное дело о взятках российским чиновникам со стороны представителей концерна Daimler-Benz, за которым они должны надзирать, до сих пор расследуется.
Одновременно с «супермерседесом» Генпрокуратура заказала десять микроавтобусов Toyota Hiace за 13 млн руб. и 47 Ford Focus за 29,1 млн руб.
Структуре Минтранса – ФГУ «Ространсмониторинг» – понадобился спортивный седан BMW GT за 3 млн 880 тыс. руб. цвета черный металлик и с мощным двигателем. Подобный автомобиль можно купить и за 2,5 млн руб., но комплектация заказана очень богатая: салон из кожи цвета слоновой кости, индивидуальная обивка потолка «антрацит», спортивный кожаный руль, а также телевизор, Интернет и DVD-changer на шесть дисков.
На сайте Минтранса говорится, что Ространсмониторинг учрежден в целях реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ 2002-2010 годов». Чем транспортники занимаются в 2011 году, непонятно. На сайте самого госучреждения среди текущих проектов указано развитие нескольких транспортных узлов, в том числе московского авиационного.
«Мы не госслужащие, покупаем автомобиль за внебюджетные средства, но так как организация бюджетная, должны все свои заказы проводить через сайт госзакупок», – прокомментировал РБК daily представитель Ространсмониторинга Сергей Пивоваров. Неофициально в ФГУ признались, что автомобиль представительского класса будет единственным в учреждении и предназначен для кого-то из руководства.
До конца неясно, зачем навороченный внедорожник и геологам. Дальневосточный геологический институт РАН заказал автомобиль стоимостью 3,5 млн руб. для «нужд института». Видимо, для экспедиций понадобились кожаные сиденья, велюровая отделка, потолочный монитор и задний спойлер. Модель автомобиля не называется, но исходя из подробно прописанных требований и цены, геологи явно нацелились на Audi Q7 или Lexus LX.
Черный внедорожник за 3,4 млн руб. понадобился краевой психиатрической больнице №2 города Спасск Приморского края. Среди требований указаны: кожаный салон, охлаждающий подлокотник и камера заднего вида. Дозвониться до клиники, чтобы узнать, станут ли на этом автомобиле возить пациентов, к сожалению, не удалось.
Отличились и красноярские приставы. Для краевого УФССП заказана Toyota Land Cruiser 200 в комплектации люкс за 3,1 млн руб. Черная кожаная обивка сидений и дверей со светло-серой строчкой, отделка салона и рулевого колеса вставками под дерево, премиум-аудиосистема с 14 динамиками и iPod Connector обязательны.
За исключением вышеперечисленных, в целом автозапросы госслужащих не особо притязательны. В основном, встречаются «Лада-Приора», УАЗ «Патриот», Chevrolet-NIVA-4, Renault Logan. Для региональных начальников закупаются чаще всего Toyota Camry, для тех, кто попроще, – Corolla или Ford Focus. Средняя стоимость закупаемого автомобиля – 600-800 тыс. руб.
«Подобные траты – это больше чем коррупция, это готовый состав преступления: нецелевое использование бюджетных средств, – считает председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. – К тому же при закупках дорогих автомобилей, как правило, практикуется система откатов: порядка 5-10% уходит на сторону – и это еще один состав преступления». По его мнению, бороться с этим негативным явлением можно только запретительными мерами и увольнениями.