Легендарному спецподразделению «Вымпел» исполняется 30 лет
Спецназ «Вымпел»: от боевых операций за рубежом до Дубровки и Беслана
Бойцы «Вымпела» принимали участие в освобождении заложников из театрального центра на Дубровке и школы в Беслане. Однако спасением мирных граждан спецподразделение занималось далеко не всегда: изначально у спецназа были принципиально иные задачи и способы подготовки.
Решение о создании в системе 1-го главного управления КГБ СССР совершенно секретного подразделения специального назначения было принято 19 августа 1981 года на совместном закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров. Основой стали нештатная группа «Зенит» и группа «Каскад». Новая структура получила название «Вымпел».
Официальное название группы – Отдельный учебный центр (ОУЦ), который разместили в подмосковном городе Балашихе. Первым командиром «Вымпела» стал герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Эвальд Козлов.
Группа создавалась для проведения спецопераций в «особый период». Основное назначение «Вымпела» – разведывательные действия в глубоком тылу противника, агентурная работа, диверсии на стратегических объектах, захват судов и подводных лодок, охрана советских учреждений за рубежом, борьба с террористическими организациями и т. д.
Спецназовцев набирали из КГБ. Кандидатам предъявлялись сверхвысокие требования по здоровью, требовалось владеть как минимум одним иностранным языком, иметь отличную физическую и психологическую подготовку. Кроме того, в «Вымпел» приходили люди, в основном уже имевшие опыт оперативной работы в КГБ. Некоторые из них – участники спецопераций, и почти все – участники боевых действий. В среднем, из 20 претендентов отбирались один-два человека. После этого начинался долгий процесс обучения и тренировок.
«Преподавались не только боевые дисциплины – физическая подготовка, огневая, спецтактика, но и оперативные дисциплины. Это и вербовка, и работа агентур с агентурой, организация связи – как дальней, так и ближней, организация тайников, в том числе долговременных, для хранения оружия и прочих вещей. Кроме этого, изучались языки, страноведение, т.е. подготовка значительно отличалась от воздушно-десантной», – рассказал в интервью НТВ ветеран специального подразделения Владимир Козлов.
Основную боевую практику бойцы группы получили в Афганистане, проходили ее в диверсионных подразделениях Кубы, Никарагуа, Вьетнама и др. В Анголе и Мозамбике действовали в качестве военных советников. Бойцы побывали во всех горячих точках бывшего Союза: Баку, Ереване, Нахичевани, Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Чечне.
Чудеса спецподготовки: «вымпеловцы» могли выпить две бутылки водки и оставаться трезвыми
Как рассказал в беседе с «Фонтанкой» один из инициаторов создания «Вымпела», начальник Управления нелегальной разведки КГБ СССР, генерал-майор Юрий Дроздов, спецназовцы были подготовлены всесторонне. Могли, к примеру, использовать дельтапланы во время своих небольших операций. Могли, если это надо было для дела, выпить две бутылки водки и оставаться трезвыми – есть же специальный медикамент, который превращает спирт в чистую воду», – рассказал Дроздов.
Они использовали специальные патроны, позволяющие превращать в мощное средство поражения обычные предметы: авторучки, зонты, трости. Кроме того, их учили готовить взрывчатку из средств бытовой химии. Спецназовцы знали даже такие мелочи, как то, каких пауков можно есть, а каких нельзя, с какой травой нужно сварить ту же крысу, чтобы она стала пригодной к употреблению в пищу.
«На территории ряда стран мы оборудовали тайники с хранящимся там специальным снаряжением для разведывательно-диверсионной деятельности в «особый период». Есть ли они сейчас? Скажу так: пусть от этого вопроса поболит голова еще кое у кого», – сказал Дроздов.
По словам Дроздова, «вымпеловцы» умели очень хорошо маскироваться. «Как-то, помню, инспектировавшего нас генерала армии Захарова привезли на место, где наши ребята проводили учения. Он их не обнаружил. Тогда, чтобы продемонстрировать ему, что замаскировавшиеся «вымпеловцы» его видят, мы попросили Захарова сделать какие-нибудь движения и включили погромче рации. Спрашиваем: «Что сейчас делает генерал?» Они отвечают: «Поправляет фуражку», – отметил генерал-майор.
«А в районе подмосковной Черноголовки по «вымпеловцам» и вовсе буквально шли, когда их искали – настолько они слились с природой. Когда ребятам это надоело, они условным сигналом спросили: «Брать можно?» Им ответили: «Можно». Они преследователей моментально положили», – добавил он.
Спецназовцы опозорили КГБ Москвы, Украины и Белоруссии, «заминировав» несколько АЭС
В середине 1980-х по просьбе руководства «Вымпел» проверял боеготовность спецслужб и правоохранительных органов страны. 182 спецназовца, которые должны были выполнять роль диверсантов, «выбросили на территорию СССР, от Одессы до Ленинграда», рассказал Юрий Дроздов.
«Вышли, например, из подводной лодки в районе Севастополя, прошли весь Крым, дошли почти до Киева, и на нас не поступило ни одного сигнала, хотя на ребят всерьез натравили все местные органы: Московское управление КГБ, КГБ Украины, Белорусский КГБ просили усилить наблюдение за стратегически важными объектами, потому что, мол, ожидаются диверсанты. Никого не поймали», – отмечает он.
В результате спецназовцы спокойно вышли на те объекты, которые были намечены для «диверсий». Им удалось проникнуть на Воронежскую и Белоярскую атомные станции, незаметно изучить их строение, добраться до реакторов и условно заминировать. На Ереванскую АЭС сбросили десант с воздуха.
«Тогда же большой участок нефтепровода «Дружба» до самой границы «заминировали» аж в 16 местах, да еще повесили на одну из дежурных будок табличку «мины». Проникли даже в райотдел КГБ в Дубне», – рассказал генерал-майор.
Ельцин не простил «Вымпелу» отказ от штурма Белого дома
Борис Ельцин не смог простить «Вымпелу» отказ штурмовать Белый дом в 1993 году, «хотя в 1991 году «Вымпел» в аналогичной ситуации также не стал брать штурмом здание Верховного Совета, где тогда укрывался тот же Ельцин», отметил Юрий Дроздов.
23 декабря 1993 года Ельцин подписал указ о переподчинении «Вымпела» МВД. После этого 112 человек сразу подали рапорты об отставке, а 150 человек ушли в контрразведку, в разведку, в МЧС. Часть бывших сотрудников создали частные охранные предприятия или свой бизнес.
По словам генерал-майора, никто из бывших «вымпеловцев» не пошел работать к криминальным авторитетам, хотя за это им предлагали баснословные деньги. В МВД тогда остались только 50 человек, которые пришли в спецназ на его позднем этапе, в конце 1980-х годов, когда в стране начало развиваться кооперативное движение.
В августе 1995 года указом президента подразделение было возвращено в систему госбезопасности. В октябре 1995 года на базе Антитеррористического центра ФСБ России было создано спецподразделение «В» на базе бывшего «Вымпела», которое в октябре 1998 года стало прародителем современного Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России – правопреемника «Вымпела».
Спецназовцы участвовали в освобождении заложников на Дубровке и в Беслане
В настоящее время основным назначением Управления «В» ЦСН ФСБ России является проведение контртеррористических операций на стратегических объектах и предприятиях повышенной экологической опасности, пресечение террористических акций в отношении российских граждан и учреждений за рубежом, участие в мероприятиях по защите конституционного строя Российской Федерации, борьба с проявлениями международного терроризма.
Управление «В» участвовало в освобождении заложников, захваченных террористами в здании театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года, и заложников в здании школы №1 в Беслане, напомнил представитель центра общественных связей (ЦСН) ФСБ России.
Так, во время освобождения заложников в Беслане, среди которых были сотни детей, погибли десять сотрудников ЦСН ФСБ России, а 26 получили ранения. Среди погибших в основном были старшие офицеры. Семерых потерял «Вымпел» и троих – «Альфа». Таких тяжелых потерь у «Вымпела» не было со времен основания этого подразделения.
«Это связано с тем, что операция по освобождению заложников началась спонтанно, когда от нескольких взрывов рухнула крыша школы. Ворвавшись в спортивный зал, спецназовцы увидели массу человеческих тел – живых и мертвых. Офицеры под кинжальным огнем боевиков стали доставать и выносить из завалов людей, которые подавали признаки жизни», – заявил представитель ФСБ.
Бандиты с верхних этажей с заранее подготовленных позиций стреляли в спину бежавшим заложникам и спасавшим их офицерам и гражданским лицам. «Сотрудники «Альфы» и «Вымпела» своими телами закрывали детей от автоматного огня», – сказал он.
Теперь, по словам бывшего командира одного из подразделений легендарной группы «Вымпел» Виктора Кима, сотрудники управления «В» выполняют боевые задачи в основном на территории Северо-Кавказского региона, «где они совершенствуют свой боевой потенциал».
«Сейчас многое изменилось в служебной деятельности сотрудников управления «В». Часть функций, которые они выполняли раньше, ушли в прошлое. Изменились и некоторые требования к бойцам группы. Для примера могу сказать, что раньше в группу невозможно было попасть, если кандидат не знал как минимум один иностранный язык. Это не значит, что требования к сотрудникам стали ниже. Думаю, что если руководители страны поставят перед нынешними сотрудниками «Вымпела» новые задачи, тогда их начнут готовить к проведению спецопераций в других регионах мира», – сказал ветеран.