Мероприятия

Легендарный штурмовик Ил-2 через 68 лет снова поднялся в небо

Легендарный советский штурмовик Ил-2 поднялся в небо благодаря усилиям новосибирских инженеров. Самолет времен Великой Отечественной войны восстановили из обломков, найденных в болотах под Псковом. Несколько лет кропотливой работы – и любимец фронтовых летчиков снова получил команду на взлет.

За штурвалом летчик-испытатель Владимир Барсук. Для него это первый полет на Ил-2. После команды "от винта" самолет начинает набирать скорость. 200 метров разгона – и штурмовик взлетает, передает «Первый канал».

Чтобы поднять этот самолет в небо, новосибирские конструкторы работали долгие шесть лет. Обломки штурмовика восстанавливали в буквальном смысле по миллиметрам. Нужно было найти в архивах, изучить и обобщить десятки чертежей, по которым в военные годы на нескольких авиазаводах собирали незаменимый для советской армии Ил-2. "Сложность в том, что они разной конструкции. Могут быть элементы разные. Не просто подогнать все в одну модель", – поясняет инженер-конструктор.

В фюзеляже восстановленного Ил-2 можно насчитать больше десятка отверстий от осколков разорвавшихся снарядов и пуль. Хорошо сохранился бронекапот и почти все несущие конструкции корпуса. У самолета пришлось заменить хвост: оригинальный был деревянным, и почти полностью сгнил.

Не подлежали восстановлению и створки, прикрывающие шасси. Новые – точная копия родных. Их изготовили из алюминия, вручную придавая особый, характерный для Ил-2 изгиб. "Так просто эту деталь не сделаешь. Мы делаем только из того материала, как раньше. Пластики не применяем. Можно было выклеить из стеклопластика, но это был бы уже не Ил-2, а что-то не то", – говорит главный конструктор Виктор Лушин.

Вообще большая часть деталей и механизмов в самолете – оригинальные, включая приборы в кабине пилота. Все в хорошем состоянии, и все работают исправно.

Самолеты такой модификации начали выпускать после 1942 года. Всего было выпущено около 40 тысяч штурмовиков. Бронированный самолет конструкторы прозвали "летающим танком". Сначала штурмовики серийного производства были одноместными. Однако в первые годы войны армия несла огромные потери «илов», которые не имели боевого вооружения, поэтому было принято решение добавить самолету кабину для стрелка.

Белая пилотка на киле – в военные годы знак принадлежности к 298-й авиадивизии. Голубой кок – как в 198-м штурмовом авиаполку. Такой окрас для отреставрированного штурмовика выбрали не случайно. "Это в память всем летчикам, которые летали на Ил-2. А в данном случае – это в честь нашего летчика великого, ныне живущего дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Ефимова", – говорит президент Федерации авиареставраторов России Борис Осетинский.

На его счету – больше 200 боевых вылетов. Лично подбил 126 танков и уничтожил 8 десятков вражеских самолетов на земле. В июне 1943 года Ефимов на своем "Илюше", как он сам ласково называет самолет, попал под обстрел немецких "мессершмиттов". После этого боя в штурмовике насчитали больше 300 пробоин. Это кажется невероятным, но летчик все же дотянул до аэродрома.

"Самолет уникальный. В мире таких самолетов не было и нет. Я хотел тоже полететь в Новосибирск – не полетать, так хоть посмотреть, погладить самолет – но у меня много дел", – рассказал телеканалу участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Ефимов.

Новосибирского летчика Владимира Барсука перед первым полетом на возрожденном «иле» Александр Николаевич консультировал по телефону. Советы очень пригодились. "У него сильные реактивные моменты – выводит вправо на взлете от винта. Поэтому приходится левой педалью постоянно на взлете компенсировать его", – говорит летчик-испытатель Владимир Барсук.

Сам полет прошел успешно. Самолет сделал несколько кругов над аэродромом и окрестностями, приводя в восторг всех, кто приложил огромные усилия, чтобы снова поднять штурмовик в небо.

Новосибирские конструкторы надеются, что в 2012 году возрожденного советского "Илюшу" смогут увидеть в столице. В августе Россия будет отмечать столетие Военно-воздушных сил. У авиаторов есть идея организовать ретро-парад – поднять в небо все отреставрированные самолеты военных лет. Среди них, конечно же, должен быть и этот легендарный штурмовик.

Поделиться
СОБЫТИЯ и МНЕНИЯАрхив

Василий Дандыкин: Россия готовится к диверсиям ВСУ против Черноморского флота и инфраструктуры Крыма

Вашингтон официально сообщил о секретных поставках украинской армии (в мартовском пакете на…

Роман Шкурлатов: Исключение нормы о демобилизации в новом украинском законе приведет к деморализации ВСУ

Военнослужащие Вооруженных сил Украины (ВСУ) жестко раскритиковали новый закон о мобилизации, из…

Андрей Головатюк: На Западе не понимают, что чем больше они будут проводить терактов, тем сплоченнее будет наша нация

Что означает заявление президента России Владимира Путина о том, что теракт –…

Сергей Липовой: Россия готова к любому ответу на выпады Североатлантического альянса

Ракетные атаки Вооруженных сил России не прекращаются ни на день. Уничтожаются важные…

Александр Михайлов: Каждый из нас должен быть максимально внимательным и помогать правоохранителям

Чудовищный теракт произошел вечером 22 марта в подмосковном Красногорске. Четверо террористов, уроженцев…

Александр Перенджиев: Украина – это не главная цель Запада, а один из механизмов борьбы за арктические ресурсы

Издание Business Insider сообщило, что Вашингтон стал обращать больше внимания на подготовку…

МЕРОПРИЯТИЯАрхив
НОВОСТИАрхив
Советы
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ
Журнал «Офицеры»