СОБЫТИЯ и мнения

09.04.19

Евгений Черняев: Операция по консервации затонувшей подводной лодки «Комсомолец» была уникальной

30 лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» – гордость Военно-морского флота СССР, рекордсмен по глубине погружения (более 1000 м). В боевом походе на субмарине из-за пожара возникла аварийная ситуация. На момент аварии на борту находились 69 человек. В результате катастрофы 42 человека погибли, 27 – выжили.

Сегодня атомная подводная лодка «Комсомолец» в законсервированном состоянии находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров.

Как проходили работы по обнаружению и консервации субмарины, рассказал командир глубоководного подводного аппарата «МИР», Герой России, член Совета мужества и отваги «ОФИЦЕРОВ РОССИИ» Евгений Черняев. Спустившись на глубоководном аппарате, он первым обнаружил подлодку на дне Норвежского моря, а затем в течение нескольких лет в составе экспедиции исследовал субмарину, выполнял работы по герметизации частей ее корпуса, проводил мониторинг экологической обстановки на месте гибели АПЛ. За работы на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» Евгений Черняев награжден орденом Мужества.

– Научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты для океанологических исследований и спасательных работ «МИР-1» и МИР-2» могли погружаться на глубину до шести километров, – рассказал Евгений Сергеевич. – Когда произошла авария, наша команда проводила исследования в южной части Атлантического океана, и потому мы шли к месту трагедии больше недели.

Первая задача была – определить координаты, произвести фото- и видеосъемку подлодки на дне, что мы и сделали.

Сначала планировалось поднимать «Комсомолец» со дна моря. Чтобы зубья захвата зашли свободно под лодку, надо было выяснить плотность грунта, и какие обломки рядом с корпусом лодки могут помешать. Параллельно обследовали повреждения на подлодке совместно со специалистами ЦКБ «Рубин» и МЧС России. С участием Института атомной энергии имени И.В. Курчатова и ЦНИИ имени А.Н. Крылова проводили мониторинг радиационной обстановки вокруг АПЛ. Этим наша команда занималась несколько экспедиций.

Через три года работы обнаружили трещины в корпусе и поняли, что поднимать подлодку нецелесообразно. Еще четыре года мы продолжали погружения: специалисты думали, как ее законсервировать на дне. Моделировались различные ситуации при разных типах консервации. Было принято решение: закрыть все отверстия и повреждения в подводной лодке специальными титановыми заглушками и мягкими «пластырями», чтобы перекрыть свободный проток морской воды. Экспедиция 1996 года была посвящена консервации лодки. И еще в двух экспедициях мы проверили состояние установленных заглушек и уровень радиации около АПЛ.

На месте гибели «Комсомольца» наша команда работала девять лет. Всего было выполнено около 100 погружений. Последний раз я там был в 2007 году.

С помощью наших глубоководных аппаратов «МИР-1» и «МИР-2» была произведена уникальная операция по консервации носовой части лодки. Подобные работы никто в мире не производил ни до нас, ни после.

СОБЫТИЯ и МНЕНИЯ

Владимир Михалевич: Давно уже надо было узаконить систему продажи «красивых» автомобильных номеров

МВД России и Минэкономики договорились о концепции системы, которая позволит приобретать «красивые» автомобильные номера, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на...

Юрий Чмутин: Унифицированный ракетный комплекс «Ярс» усилит наш потенциал ракетно-ядерного щита

Российские специалисты разработали унифицированный ракетный комплекс «Ярс», предназначенный для разных типов базирования: подвижного грунтового, шахтного и...

Василий Дандыкин: Продажа Австралии атомных подлодок не даст США никаких преимуществ перед Россией и Китаем

Журнал The National Interest назвал возможное начало продажи США атомных подводных лодок (АПЛ) союзникам «худшим кошмаром» для России и Китая. Издание пишет, что...

«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» готовы бесплатно предоставить адвокатов родственникам погибших солдат и офицеров в Забайкалье

«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» готовы бесплатно предоставить адвокатов родственникам погибших солдат и офицеров в Забайкальском крае. Об этом заявил председатель Президиума...

Юрий Сытник: Назрела необходимость создать отечественный тяжелый дальний транспортный самолет

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского создали и начали тестировать аэродинамическую модель нового тяжелого транспортного самолета «...

Драгана Трифкович: Появление в Сербии С-400 «Триумф» имеет большое значение для безопасности страны

Россия впервые перебросила на территорию Сербии легендарные ракетно-зенитные комплексы С-400, получившие официальное название «Триумф». Что означает для безопасности...

«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» требуют блокировки петиций в поддержку военнослужащего, устроившего массовый расстрел

Председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой предлагает заблокировать петицию в интернете, которая была создана в поддержку...

Советы

Наши мероприятия

президиум

члены организации


В разделе созданы персональные страницы людей, кого сегодня с нами нет, кто будет служить примером для сегодняшних сотрудников силовых ведомств и простых граждан. Пожертвовав своей жизнью, они до конца выполнили свой гражданский, служебный и воинский долг.
 

Журнал «Офицеры»